23 сентября исполнилось 92 года народному  артисту России ИВАНА КРАСКО.

Иван Краско  — легенда театрального Петербурга и счастливый актер: его творческая биография состоит не только из театральных ролей, но и из множества киноработ, озвучания, записей на радио. Те, у кого сохранилась еще «радиоточка», практически ежедневно слышат голос Ивана Ивановича на волне «Радио России». Уникальный талант, глубокий ум, великолепное чувство юмора, неповторимое мужское обаяние заставляют каждый раз замирать зал в преддверии чуда… Востребованность – вот что подчас определяет ощущение профессионального и человеческого счастья. В этом смысле Краско давно обрел в жизни свое «доходное» творческое место, регулярно приносящее ему дивиденды в виде зрительской любви.

В театральный институт он поступил в военном  чине, будучи командиром  корабля на Дунае (класс Е.Тиме). В 1961 году он был принят в знаменитый Большой драматический театр (тогда – им. Горького), где служил до 1965 года. Путь актера начинался у великого режиссера  Г.Товстоногова на сцене БДТ. Неугомонный дух артиста с ярко выраженной гражданственной позицией толкал его в самые неожиданные и смелые дела. Он успел поработать и с легендарным режиссером Е.Шифферсом.  Затем актер служил в Ленинградском театре Драмы и Комедии. Целая эпоха связана у актера с родным театром – им.В.Ф.Комиссаржевской.

В 1965 году артист поступил в труппу театра им. В. Комиссаржевской, где  талант неординарно мыслящего актера раскрылся со всей полнотой в постановках М. Сулимова, В. Ленцевичуса, Ю. Дворкина, К. Гинкаса, Р. Агамирзяна. В нем  виртуозно соединились академическая манера подачи текста  с  приемами площадного балаганного представления. Иван Краско заявил о себе как о замечательном комедийном актере, способном к импровизации, тяготеющем к яркой зрелищной театральности. Любая из его ролей тщательно пластически выстроена, а отточенному жесту сопутствует выверенность интонации, тембра голоса. Строгость и лаконичность, «сделанность» роли вовсе  не исключают исключительной силы эмоционального воздействия. Каждая работа  мастера сцены – это открытие целого мира, богатство мыслей, идей, театральная новизна и свежесть уникальной личности.

Гражданская и творческая активность этого уникального артиста не угасает. Артист умеет  мыслить  на сцене глубоко,  чувствуя болевые точки времени и транслируя со сцены свое «послание человечеству». Так, в  образе Сократа он передает всю опасность безграничной власти. В его откровениях — непохожесть на остальных, беспредельная честность и верность Истине. Мудрец, чьи изречения слетали с губ и начинали жить своей жизнью, чьими учениками хотели стать многие, чей ум не шел в сравнение с другими, — в решающий момент остается непонятым. Тихий, отстраненный, очень «домашний», Сократ-Краско вызывает и восхищение, и сочувствие.

Иван Краско: Одно дело — воспева­ние власти, а другое — отображение сущности человеческих взаимоотношений, человеческой души… Сократ говорил: «это очень просто и очень трудно», потому что это философия самого высокого полета. Сократ для меня вечный кумир. Когда его приговорили к смертной казни, друзья принесли ему денег, чтобы он бежал, а он сказал: неужели вы не знаете, кто такой Сократ? Я с молоком матери воспринял законы страны, в которой живу, а вы мне теперь предлагаете сбежать и из-за угла клеймить родину, в которой я всю жизнь прожил. Это недостойно ни Сократа, ни кого-либо другого.

И дальше мудрец сказал: я не боюсь смерти, потому что я рассуждал много, что такое смерть. Может быть, она для человека совсем не зло, а благо великое. Почему? Во-первых, смерть это или стать ничем, это все равно что уснуть и ничего не видеть во сне, или же смерть это переселение души из этих мест в другое место, где уже находятся все умершие. Я же там могу встретиться с Гомером, например, (смеется) или с Сизифом, и поговорить с ними. И это было бы для меня величайшим блаженством. Сократ превзошел все религии, а рассуждения очень простые, поэтому я в театре играл Сократа без всякого грима. Там не надо делать ему курносый нос, лысую башку. Это просто усталый человек. И все потрясены, а ведь время действия — 399 год до нашей эры. И тем не менее, все как сейчас. То есть человек не меняется. Не меняется его психика, но свою интеллектуальную деятельность нужно направлять и контролировать. Это я даже своим ребятам Ване и Феде толкую. Для чего тебе голова? Думай, думай и делай, живи по совести.

Неповторимый голос актера, его необычайное чувство юмора, особенная авторская интонация делают каждую роль неповторимой. И. Краско давно и по праву завоевал  всенародную любовь и уважение. Хорошо известны его роли в таких фильмах, как «Блокада», «Балтийское небо», «В городе С», «Дорога домой», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Дом на Фонтанке», «Принц и нищий», «Юркины рассветы», «Конец императора тайги», «Макар-следопыт», «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита», «Господин оформитель», «Легенда о Тиле», «Маленький водяной», «Россия молодая», «Семен Дежнев», «Господин оформитель», «Афганский излом», «Зоннентау», «Брежнев», «Мальчики», «Поклонница», «Роман императора», «Цветы календулы», «Мы из будущего», «Берега моей мечты»… Актер с удовольствием участвовал в спектаклях молодых неопытных режиссеров маленьких студийных театров и университетского театра. В своей социальной активности  И. Краско дает фору любому молодому  человеку.  В  течение многих лет вел благотворительную работу в СТД. Его встречи «В гостях у дяди Вани» — это  доверительный разговор о наболевшем с  ветеранами труда. Зрители, многие из которых ходят в театр именно «на Краско», остаются преданными этому удивительному артисту, тонко чувствующему время и жадно, разнообразно живущему в нашу сложную эпоху.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ РАЗНЫХ ЛЕТ:

О ролях:

У К.С.Станиславского есть такое выражение «Одним из главных свойств, необходимых актеру, является воля». Мне в этом флот помог. Закон морской: «один за всех, и все – за одного» — он точно силен и беспрекословен и в театре.

О профессии:

Все началось с кино в клубе – «Чапаева», «Пархоменко». Смотрел по двадцать раз, а потом еще пересказывал младшим мальчишкам, которых в клуб еще не пускали. И уже тогда я думал: допустим, Чапаева не сыграю, но уж Петьку-то смогу. После семилетки забрал меня в Ленинград – поступать в военно-морское училище. Однажды пришел в библиотеку и попросил дать почитать что-нибудь о театре. Библиотекарь принесла мне толстый фолиант «О Станиславском». Меня он по-настоящему потряс. И когда принес сдавать эту книгу, попросил: «Еще!». Библиотекарь заулыбалась и сказала: «Раз тебе нравится, Ванечка, значит, ты имеешь склонность к театру». И дала мне «Режиссерские уроки Вахтангова» и другие книги о театре.

Закончил училище с отличием, стал командиром корабля на Дунае – приехал туда с небольшим чемоданчиком и связкой театральных мемуаров. Потом все-таки пошел поступать в театральное. Вхожу, а все встают – старший по званию – я в то время уже мичманом был. Выучил басню «Мартышка и очки», но посередине запнулся, и все. Думаю, если не докажу, что могу лучше, то все – конец карьере. Спас преподаватель, который выгнал всех из аудитории и попросил меня прочесть басню еще раз. Я закрыл глаза и прочитал ее так, как чувствовал. Открываю глаза, а преподаватель плачет: «Сынок, я не знаю, что ты будешь делать на флоте, без театра тебе не жить». Это решило все. Именно там я начался как артист.

О детях:

Хочется, чтобы они избежали этой инфантильности, которой сейчас заражена наша молодежь. Я постоянно говорю детям: «Вы же мужчины, так что извольте держать слово, не лениться и готовиться к тому, что вы должны все знать и быть готовыми к взрослой жизни». Им же потом легче будет. Хочу, чтобы они выросли хорошими людьми с чувством собственного достоинства.

Из биографии:

Меня воспитывала баба Поля – мама отца. Мама умерла от заражения крови, когда мне было всего 10 месяцев. Потом не стало отца, и нас троих взяла к себе баба Поля. Она была крестьянкой, но с каким-то дворянским нутром. Я жил у бабушки с 6 лет и мы вели натуральное хозяйство, поэтому работы было много. Картошку посадить-выкопать, воды из колодца наносить. А корову прокормить! Полный сарай сена на зиму запасти – это дело непростое. Серпом по охапочке нажнешь травы, принесешь домой и сушишь. Жизнь была трудная, зато приучала к ежедневному, постоянному труду. В этой неизбежности и воспитывается характер.

Всю войну мы прожили в Вартемягах, там блокада переживалась легче, чем в городе – у нас была и картошка, и молоко. Бабушка торговала молоком на Бассейном рынке в Ленинграде, добиралась пешком или на попутках, тащила на себе по 30 литров молока. Обратно привозила хлеб, сахар, а иногда в доме даже появлялись какие-то сладости. Помню, один раз она принесла коробочку драже, на которой был нарисован мальчик с румяными щеками и огромными глазами. Когда я увидел эти разноцветные леденцы, наверное, глаза у меня были такие же. Приходишь в сельмаг, предъявляешь карточки на сахар, а продавщица говорит: «Ванюшка, милый, сахара-то нет, могу селедку дать». Блокадная селедка была не такой, как сейчас, — ржавая, сухая. Принес ее домой, вскипятили чай и пили вприкуску с рыбой. И я удивился, как это вкусно! Даже своеобразная сладость получалась. Баба Поля вообще никогда не унывала. Когда я в театре стал примериваться к ролям царей и королей, ее характер мне пришелся очень кстати. Когда объявили о победе, на всю деревню играли марши, а мы только перебирали, кто жив остался. У всех было только ожидание: придут ли домой.