Владимир Особик — заслуженный артист России, лауреат Государственной премии СССР
Родился 29 октября 1943 г. Умер 18 июля 1992 г.

К Владимиру Особику первая известность пришла из кинематографа. Обаятельный юный актер, сыгравший главного героя в фильме Юлия Карасика «Дикая собака динго» (1965) сумел так искренне и светло рассказать о первой любви, о первых человеческих разочарованиях и первом счастье человеческого взаимопонимания, что надолго стал одним из самых любимых молодых актеров поколения.
Чуть позднее в театре им. В.Ф. Комиссаржевской Особик сыграл молодого романтика в спектакле «Если бы небо было зеркалом». За популярным молодым актером надолго закрепилось амплуа юного максималиста, вступающего в жизнь и предъявляющего к жизни и к людям высокие нравственные требования.
Несколько лет спустя, в 1972 г., Особик, актер Ленинградского театра им. В.Ф. Комиссаржевской потряс питерских театралов своим исполнением роли Царя Федора в спектакле Рубена Агамирзяна, где актер сыграл разом и драму власти, и трагедию личности, и необычайную душевную чистоту, и горечь человеческого бессилия. О царе Федоре Особика писали взахлеб ведущие критики в обеих столицах. Смотреть трилогию А. Толстого в «Коммиссаржевку» приезжали зрители со всей страны. Трагический образ, созданный Особиком на сцене, стал его звездным часом, его творческой вершиной. В своем же театре Особик дебютировал как режиссер спектаклем «Зверь».
Время изменило солнечный облик ясноглазого юноши, но не сумело изменить его человеческой и художнической сути. Маститый актер принес в молодой театр не только свои талант и мастерство, но и нравственный максимализм и благоговейное отношение к искусству.
Последние пять лет своей жизни заслуженный артист России, Лауреат Государственной премии СССР Владимир Особик работал в Театре Сатиры на Васильевском. Здесь он как режиссер поставил по пьесе и на музыку Юлия Кима яркое музыкальное представление «Театр мадемуазель Клерон»; сыграл роли в спектаклях «Трудные люди» и «Прощальная гастроль князя К.» («Дядюшкин сон»). В качестве самостоятельной работы с актерами Театра Сатиры он поставил спектакль-концерт по мотивам песен Леонида Утесова «А у нас есть тоже патефончик».

Нина Аловерт:
«Одаренный пластически, актер сделал пластику тела «вторым голосом», способом актерского существования. В своих белых одеждах Царь Особика временами не ходил, а как будто летал, особенно в сцене, где хотел всех примирить. Вскидывал руки, как крылья, и летел от Ирины — к Годунову, от Годунова — к Шуйскому, от Шуйского — к Ирине. Неожиданно останавливался и вслушивался в каждую фразу, всматривался в лица собеседников, затем зажмуривал глаза, чтобы эти лица не видеть и только сердцем постичь сплетение лжи и предательства. Новое испытание обрушивается на Царя, он узнает, что его хотят развести с женой. И это самый страшный удар: посягнули на его святыню — на человеческое сердце, на любовь. И Царь-Особик больше не «видел» сердцем, не способен был понимать, где правда, где ложь. Полет прекращался, начиналось метание по сцене. Как безумный бросался он с печатью в руке к столу и падал сверху на стол, припечатывая приказ об аресте Шуйского, одним движением решая участь Шуйского и свою, потому что с этой минуты начиналась гибель Царя. В агонии метался он между враждующими боярами. И наступал момент, который я помню не только зрительно, я и сейчас в любое мгновение могу «услышать» страшный, из глубины сердца исторгнутый вопль Царя: прижавшись спиной к стене, вытянув вперед руки, как бы отталкивая Годунова, Особик кричал: «Я правду от неправды не отличу! Аринушка!» … Я и сейчас слышу этот предсмертный вопль, и сейчас вижу лицо, залитое слезами, мечущиеся по стене тонкие, нервные руки…
За исполнение Царя Федора Иоанновича Всероссийское театральное общество присудило Особику премию за лучшую роль года, на Всесоюзном смотре творческой молодежи в 1973 году ему были присуждены первая премия и звание Лауреата.
Особик был не просто рожден великим артистом, его творчество было «голосом времени», тем голосом, который твердил людям «империи зла» о чистоте сердца, о его зоркости, о личной ответственности каждого за зло вокруг. Он был на сцене чем-то сродни своему сверстнику, артисту того же поколения, но в балете — Михаилу Барышникову. Недаром в своем последнем русском интервью Барышников сказал, что самый его любимый артист — Владимир Особик»

Роли, сыгранные Владимиром Особиком в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской
1966 – Б.Брехт «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Человек в прозрачной одежде)
1967 — М.Твен «Принц и нищий» (Принц )
1967 — Н.Думбадзе, Г.Лордкипанидзе «Если бы небо было зеркалом» (Нодар)
1967 — М.Горький «Старик» (Массовка)
1969 — М.Горький «Старик» (Павел)
1969 — В.Константинов, Б.Рацер «10 суток за любовь» ( Грачев )
1969 — Л.Малюгин «Насмешливое моё счастье» (От театра)
1969 — Д.Стейнбек «Люди и мыши» (Уит)
1970 — М.Шатров «Большевики» ( Телеграфист, Петровский)
1970 — Д.Аль «1-я глава» (Бабеф)
1970 — С.Алешин «Тогда в Севилье» (Дон Пабло)
1971 — Н.Думбадзе «Не беспокойся, мама!…» (Нарушитель)
1972 — Н.Р.Нэш «Продавец дождя» (Джим)
1972 — А.К.Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Царь Федор)
1973 — Г.Горин «…забыть Герострата!» (От автора)
1973 — В.Константинов, Б.Рацер «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (Бретшнейдер)
1974 — М.-Ж.Соважон «Чао!» (Венсан)
1975 — А.К.Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Федор)
1976 — М.Шатров «10 нераспечатанных писем» (Женя Пантелеев)
1977 — Г.Горин «Самый правдивый» (Феофил)
1978 — А.К.Толстой «Царь Борис» (Миранда)
1978 — Н.Думбадзе «Если бы небо было зеркалом» (Бегляр)
1980 — М.Шатров «Синие кони на красной траве» (Цюрупа)
1980 — Г.Горин «Феномены» (Ларичев)
1980 — А.К.Толстой «Царь Борис» (Логау)
1980 — Н.Думбадзе «Возвращение к жизни» (Манучар)
1981 — В.Константинов, Б.Рацер «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (Кац)
1982 — М.Твен «Вниз по Миссисипи» (Герцог)
1982 — К.Симонов «Генерал Серпилин» ( Бастрюков)
1982 — В.Константинов, Б.Рацер «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (Остен)
1983 — Г.Рябкин «Девушка» (Ткачев)
1985 Р.Мёрль «Исповедь палача» (Начальник тюрьмы)
1986 — М.Горький «Зыковы» (Михаил)
1986 — А.Галин «Восточная трибуна» (Конеев)
1986 — М.Шатров «Диктатура совести» (Карбышев)
1987 — К.Воннегут «С днем рождения, Ванда Джун!» (Вудли)
1987 — М.Булгаков «Дни Турбиных» (Тальберг)
1988 — А.Кравцов «Новоселье в старом доме» (Нанежников)
198 — И.Дворецкий «Калыма» (Чернышев)