12 декабря – 55 лет служения Театру им.В.Ф.Комиссаржевской его художественного руководителя – заслуженного деятель искусств России ВИКТОРА НОВИКОВА

«Поразительным образом Витя, проработавший в театре пятьдесят пять лет, не утратил бесконечной расположенности  к людям и к искусству. Театр – это особенное место, где все проявления – демонстративно преувеличены, не только на сцене, но и за кулисами.  К нему это не имеет никакого отношения. Наш Абрамыч сохранил такую искренность и естественность, такую удивительную способность в любых предлагаемых обстоятельствах оставаться самим собой, что свойственно только настоящим интеллигентным людям. Он нужен всем, — друзьям и недругам, людям театра и публике, — как камертон, по которому можно определить верность тона времени. Поверьте, это важно и для тех, кто не любит музыки» (МИХАИЛ ШВЫДКОЙ).

«Я считаю, что  на протяжении многих лет театральную политику в городе  во многом определял Виктор. Он складывал  общественное мнение вокруг театра, потому что  театр – это, прежде всего, среда. Если возникает общая среда артистов, режиссеров, театроведов, критиков, друзей театра, писателей, драматургов,  — то возникает и философия театра. Сейчас, спустя время, я могу с ответственностью сказать: Виктор — один из значительных родителей театральной культуры города. Оглянитесь вокруг: таких мало. Виктор  вырос на спектаклях театра, он создатель атмосферы и имиджа театра. Он делатель культуры театра. Это очень ценно. Есть люди, которые мешают процессу, а он помогает.  Капризов, выражения собственного «я» — в нем этого нет. Он не просто сухой, ограниченный  делатель, существующий на  страже имиджа своего  театра. Витя интересуется  общим процессом, я  не могу представить себе  без него свои  премьеры или выставки. Он ходит на  все  новое, происходящее в городе: на премьеры, новые выставки в Русском музее, Эрмитаже — он в курсе всей культурной жизни города.  Потрясающее качество:  открыв Америку, он открывает ее другим, в силу профессиональной заинтересованности. У него есть желание, чтобы получилос — не только у себя, но и вообще в городе. Это  любопытство  живет в нем до сих пор.  Я часто обращаюсь к нему по разным вопросам, потому что уверен: Виктор знает ответ. В культурологическом  плане  он  незаменим, а такие люди в  истории запоминаются. Сулержицкий, например, был человеком энциклопедических знаний. Виктор относится именно к такого сорта   деятелям. К тому же  у него потрясающее чувство юмора, и за это свойство в театре надо приплачивать. И еще – у него природный абсолютный вкус. А в отношении всех, с кем он работал – это постоянство. В жизни часто случаются перипетии, особенно в театре. Друзья становятся чужими, а вот Виктор как был для меня  родным человеком, так и остался. Ни с кем мне не бывает так легко, как с ним. Я испытываю к нему огромную человеческую симпатию. Он постоянен в своих дружбах и абсолютно надежный человек — не продает, не предает и никогда не откажет в помощи.  Это важно и для театра, для руководителя. Витя остался для меня положительным гением места. Он мне родной по философии и по способу мышления, и по человеческим качествам, по душевной близости. Может быть, ему не хватает железной руки или еще чего-то, но главное – это доброта и внимание к тем мелочам, из которых делается театр, жизнь  и сам человек» (ЭДУАРД КОЧЕРГИН).

«…он стал борцом  за права не только своего театра, но и всего театрального Петербурга. Он беспощаден в отношениях: если ему что-то не нравится, он умеет – это, кстати, счастливая тоже история, — иметь не только замечательных друзей. Он умеет иметь и врагов, что, в общем-то, большая редкость, потому что очень много людей избегают прямых высказываний. Так, за спиной что-то сказать  — это с удовольствием, а вот чтобы выступить и определить свою позицию – это гораздо труднее и реже. Виктор Абрамович никогда не стеснялся обнаружить свою позицию, пойти на обострение, если он считал, что что-то не так. Мне кажется, что за последнее время ему удалось вырастить интересный слой актеров – тех,  которые сегодня относятся к возрасту середняков. Многие из них еще успели поучиться у Агамирзяна. Новикову удалось собрать и интересную молодежь – а на сколько лучшую или не лучшую – это уже пусть судят узкие специалисты, а я  — зритель. Всегда с радостью бываю в этом театре,  — я дружил с актерами, людьми старшего поколения из этого театра, моими любимыми старшими товарищами, которых уже никого на этом свете не осталось, а память осталась самая добрая и благодарная. Самое главное  — то, что до сегодняшнего дня Комиссаржевка продолжает сохранять свое особенное лицо» (НИКОЛАЙ БУРОВ)

 Лет двадцать назад Михаил Швыдкой назвал статью о нем «Литейщик». Речь шла о коллеге-театроведе, который пришел на должность завлита в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской в самые застойные времена, то главным его делом поначалу было «литование» пьес. В чем он достиг вершин виртуозности. Умел провести через цензуру, именуемую Горлит, вещи, с точки зрения бдительных редакторов, явно требовавшие если не запрета, то решительных купюр.

Зовут этого мастера-литейщика Виктор Новиков. В театре, куда пришел после окончания ЛГИТМиКа пятьдесят пять лет назад, он работает по сей день. При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей. По сути, Новиков как был завлитом, так им и остался. Только круг забот расширился. Перестав быть «литейщиком», из горячего цеха он не ушел. И все время норовит обжечься – то о новую пьесу, за которую никто, кроме Театра Комиссаржевской, не берется, то о юного авангардиста, которого критики бранят на всех углах…» (ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА)

«…в моем представлении он продолжает оставаться все тем же юным Витей Новиковым, с которым мы познакомились, а потом подружились в давние годы нашего соученичества в тогда еще Ленинградском театральном институте имени Александра Николаевича Островского. В моем восприятии Виктор ничуть не изменился. И это, может быть, одно из самых главных его достоинств. Виктор всё так же остроумен, парадоксален в мышлении, в поступках, блестящ на слово. Виктор все так же любит литературу и с каждым годом становится все более блистательно образованным и знающим литературу и искусство человеком. Виктор все так же любопытен ко всему, что происходит в мире, и особенно ко всему, что происходит в мире искусства. Витя все так же беспафосен, ироничен и внутренне очень серьезен и целостен. Витя может с юмором и с иронией говорить о многом, но внутренние его ценностные установки всегда остаются все теми же, они всегда подчинены верности, благородству, честности, человеческой доброте. Витя — замечательный друг и нежный товарищ; знать, что его плечо всегда где-то недалеко, очень важно для жизни всех его друзей.

Виктор долгие годы был заведующим литературной частью, незаменимым помощником Рубена Сергеевича Агамирзяна, и это был, может быть, чуть ли не единственный заведующий литературной частью в опыте моей жизни, от которого я ни разу не слышал ни одного недоброго слова ни о своем прямом начальнике, ни о своем Театре. Таким же Витя остался, когда стал художественным руководителем Театра, который он мужественно и последовательно ведет уже много лет той дорогой, которой считал верной его наставник Рубен Сергеевич. Может быть, в глубине души Витя понимает и сложности и проблемы, с которыми сталкивается Театр, с которыми он сталкивался еще и раньше, когда был совсем молодым, но он, верный полузабытой сегодня уже художественной этике, решает эти проблемы внутри себя и внутри своего, любящего его, я уверен, коллектива.

Виктор Абрамович — один из немногих сегодня носителей и хранителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции, крупный неуспокаивающийся художественный и общественный деятель русского театра. Его слово значит многое и для многих. Для меня, например, те или иные оценки им моих работ — всегда одна из самых главных и немногих мне интересных и важных точек зрения. И я благодарен Вите и Ларе, что они бывают на всех наших премьерах, много, горячо, искренне общаются с нашими артистами и сотрудниками. Словом, Виктор Новиков — многолетний художественный руководитель Театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской, хороший знакомый Иосифа Бродского, близкий друг Михаила Барышникова, дружбе этой он оставался верен даже в самые тяжелые, запрещающие всякую дружбу, годы; Виктор Новиков — неотъемлемая и необходимая составляющая санкт-петербургского художественного пейзажа» (ЛЕВ ДОДИН).

Недаром именно в этот день – спектакль «В осколках собственного счастья…» по произведениям его близкого друга, писателя, философа Михаила Жванецкого. В 2022 году по инициативе Новикова спектакль, созданный еще при жизни автора,  был возобновлен. Но дружба Виктора Новикова и Михаила Жванецкого – это отдельная большая глава жизненной книги….

В интересное для театра время Виктор Новиков стал завлитом, «правой рукой» известного режиссера Рубена Агамирзяна. Здесь начинали свою творческую деятельность Кама Гинкас, Линцееичус, Эдуард Кочергин. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру  имя Григория Горина. После смерти мастера Рубена Агамирзяна, в 1991 году Новиков взял на себя ответственность за жизнь целого коллектива, и многого добился в сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом»

В чем секрет его руководства? — наверное, в человеческой порядочности, невероятной внутренней доброте, безграничном терпении и подлинной любви — к людям, к своему единственному театру, к делу, которым он занимается всю жизнь. Он никогда не стремился к славе, признанию, известности, всегда оставаясь немножко в тени. И, тем не менее, его любят очень и очень многие люди — и в родном театре-доме, и в родном Ленинграде-Петербурге, и в Москве, в России и за ее пределами.

Не единожды в отношении Виктора Абрамовича звучит слово «легендарный»….Почему легендарный? Не только потому, что именно ему удавалось «литовать» запрещенные пьесы, не только потому, что он «открыл» многих молодых драматургов, в том числе и Григория Горина, не только потому, что круг его друзей — невероятно широк и говорит сам за себя — Михаил Швыдкой, Давид Смелянский, Михаил Барышников, Лев Додин, Вениамин Смехов, Эдуард Кочергин, Елена Алексеева, Николай Буров, Сергей Паршин, Владимир Гусев, Александр Калягин и многие другие… К сожалению, нет уже рядом Михаила Жванецкого, Григория Горина, Валерия Гаркалина, Георгия Тараторкина, Юрия Темирканова. Это были и есть круг шестидесятников, определивших развитие российской культуры на десятилетия.

Виктор Новиков легендарен не только потому, что вот уже 55 лет он служит в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (24 года — завлитом крупного российского режиссера Рубена Агамирзяна, а после его смерти более 30 лет — художественным руководителем). И даже не потому, что Театр им. В. Ф. Комиссаржевской — это бренд, это символ Ленинграда-Петербурга и своей историей, и своими спектаклями.
Главное заключается в том, что Виктор Новиков сумел не только удержать модель «театра-дома», не будучи режиссером-постановщиком. Он сумел выстроить редкую систему «семейных» отношений внутри театра, когда каждый (буквально каждый!) может прийти в его открытый кабинет за помощью, когда человеческие взаимоотношения важнее, чем должностная иерархия, когда в театре служат десятилетиями, попав сюда однажды…

В чем секрет его руководства? — наверное, в человеческой порядочности, невероятной внутренней доброте, безграничном терпении и подлинной любви — к людям, к своему единственному театру, к делу, которым он занимается всю жизнь. Он никогда не стремился к наградам, званиям, не забывая, тем не менее, артистов и работников своего театра. Он невероятно скромен в своих потребностях и для себя ничего не просит. Он никогда не стремился к славе, признанию, известности, всегда оставаясь немножко в тени. И, тем не менее, его любят очень и очень многие люди — и в родном театре-доме, и в родном Ленинграде-Петербурге, и в Москве, в России и за ее пределами.

Две комнаты в коммунальной квартире на Исаакиевской, в которой Виктор Новиков жил со своей женой Ларисой, стали центром притяжения для творческой интеллигенции Ленинграда и Москвы.

Его творческий путь четко рассекается на два этапа: С 1968 по 1991 гг. В. А. Новиков был правой рукой Рубена Агамирзяна. Это новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в конкретное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы, открывать молодых драматургов. Он открыл театру имя Григория Горина: на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга, были сыграны 6 его пьес, в том числе и последняя.

В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Сохранить атмосферу театра-дома. Пришлось вырабатывать свои приемы общения с труппой. Если у режиссера конфликт с актером гасился в процессе репетиций, то у нового худрука-театроведа был другой инструмент — открытые письма к труппе, которые вывешивались и вывешиваются за кулисами. Поводы всегда разнообразные, — от лирико-юбилейных до трагических. Со временем сложилась летопись жизни.

Виктору Новикову удается предугадывать драматургию, необходимую сегодняшнему времени, режиссеров, «слышащих» время, предчувствовать зрительский интерес. Именно в таком соединении возникли постановки Г. Дитятковского, А. Баргмана, Л. Алимова, Р. Габриа, отмеченные высшими театральными премиями России и Санкт-Петербурга (в том числе и за последние годы): «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера, «Трепет моего сердца» Х. Левина, «Моя дорогая Неlene» по пьесе А. Чехова, «Барон Мюнхгаузен» по сценарию Г.Горина, «Дуэль» А. Чехова — лауреаты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», ставшие участниками и лауреатами российских и мировых фестивалей.

В 2018 г. на пост главного режиссера В. Новиков пригласил Л. Алимова, определив, таким образом, совместно с режиссером новую линию театра — обращение к русской классической литературе в реалиях сегодняшнего времени. Так возникли спектакли «Доктор Живаго» по роману Б. Пастернака, «Обломов» по роману И. Гончарова, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова, «Дуэль» по рассказу А. Чехова, спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…» по стихам, воспоминаниям и песням легендарных ленинградцев-петербуржцев, «Новеллы о любви» по произведениям Ги де Мопассана. .
По выбору и инициативе В. А. Новикова возникают спектакли приглашенных режиссеров по пьесам современных зарубежных драматургов: «Если бы знать…» Э.-Э. Шмитта (режиссер О. Куликов), «Беглянки» К. Дютюрона (режиссер Л. Алимов), «Трепет моего сердца» Х. Левина, «Анна в тропиках» Н. Круза (режиссер А. Баргман).

В декабре 2020 года театр получил высокую награду «Звезда Лихачева»: за стойкость и неоценимый вклад в поднятие духа несгибаемых ленинградцев в годы фашистской осады города на Неве, а также за сохранение и развитие лучших образцов мировой театральной культуры».

Виктор Новиков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом». Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический».

Виктор Новиков: «Я могу сказать только знаменитую фразу, которую люблю очень: «Не изменяйте идеалам юности». Мы все стареем, переходим из одного поколения в другое. Девочкам, которым совсем недавно было по 25 — уже за 70… Тем не менее, у нас есть единство, определенное еще Блокадным театром. У нас в Малом фойе есть стена, где фотографии нас сегодняшних, а слева — это называется «стена плача» — все ушедшие актеры, которые сыграли значительную роль в жизни нашего театра. Пока мы вспоминаем, пока мы говорим о них — значит, еще все живы.

Я не знаю, что будет дальше, как будет меняться театр. Но это неизбежно. Потому что театр — не музей и не может быть кладбищем — это живое искусство. И это дело молодых больше всего. Но молодость проходит моментально. Как есть поговорка: пока мы жалуемся на жизнь, она проходит…»

Из биографии Виктора Новикова:

Родился 23 марта 1943 года в городе Пугачев Саратовской области, окончил школу и после годичной работы санитаром Областной клинической больницы поступил в Театральный институт на театроведческий факультет. После окончания института работал редактором Ленконцерта, а с 1968 по 1991 гг. в театре им. В. Ф. Комиссаржевской — заведующий литературной частью. С 1991 года — художественный руководитель театра. Имеет многочисленные печатные работы, является членом Бюро Санкт-Петербургского отделения Союза Театральных Деятелей, членом Номинационного Совета высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Заслуженный деятель искусств России, лауреат премий им. А. Толубеева, «Петрополь»

Жена — Новикова Лариса Романовна, заслуженный работник культуры России, зам. председателя Союза театральных деятелей Санкт-Петербурга.

Дочь — Новикова Катерина Викторовна, кандидат искусствоведения, начальник пресс-службы Большого театра России.