Культурный фонд Михаила Жванецкого

и Театр им В.Ф. Комиссаржевской

представляют выставочный проект

«Жванецкий и Габриадзе. Линии»-2

Санкт-Петербург, Итальянская улица, д.19

6 марта – 16 марта 2024

Начало спектакля «В осколках собственного счастья»  — 6 марта в 19.00

 Дорогие друзья! 6 марта в Большом фойе вновь откроется уникальная выставка «Жванецкий и Габриадзе. Линии». Ровно год назад, 6 марта 2023 года эта выставка была создана к 89-летию философа, писателя, сатирика Михаила Жванецкого. В этом году к 90-летию писателя выставку решили повторить, так как  в прошлом году она вызвала широкий зрительский интерес и общественный резонанс. Посетители увидят рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии.

Почему эта выставка впервые была представлена в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской?

Долгие годы тесной дружбы связывали выдающихся «шестидесятников» — писателя-философа, артиста-сатирика Михаила Жванецкого и легендарного завлита, художественного руководителя Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктора Новикова.

В 2016 году в Театре был создан спектакль «В осколках собственного счастья…» по единственной пьесе Михаила Жванецкого. Автору удалось увидеть постановку, и он был счастлив, что спектакль ему понравился. В 2017 году спектакль гастролировал в Ленкоме, и его смогли увидеть московские театралы. Спектакль в постановке Григория Дитятковского получил множество восторженных отзывов.

6 ноября 2020 года Михаила Жванецкого не стало… Известно, за несколько дней до смерти Михаил Михайлович настоятельно просил отправить в театр несколько экземпляров своей последней книги «Одесский пароход». А пришла посылка в театр…. в день его смерти – как последний привет, последний взмах руки Мастера. Каждый экземпляр, предназначенный для конкретного человека, был подписан. На одном из них был автограф художественному руководителю театра Виктору Абрамовичу Новикову, дружившему с Михаилом Михайловичем, принимавшему активное участие в постановке спектакля по его произведениям: «Витеньке от Мишеньки».

6 марта 2023 года по инициативе Натальи Жванецкой и Культурного фонда Михаила Жванецкого в Театре открылась выставка «Жванецкий и Габриадзе. Линии». На выставке были представлены рисунки Резо Габриадзе к книгам Михаила Жванецкого, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии. Проект был приурочен к 89-летию (6 марта) со дня рождения Михаила Жванецкого. Выставку «Жванецкий и Габриадзе. Линии» подготовили Культурный фонд Михаила Жванецкого и Театр им В.Ф. Комиссаржевской.

Эта выставка – повод вспомнить линию их дружбы. С одной стороны – писатель-сатирик, юморист, сценарист, телеведущий, актер, а еще и инженер-механик. С другой – сценарист, драматург, режиссер, художник, скульптор, основатель Тбилисского театра марионеток, а по образованию журналист. Габриадзе — автор более 35 фильмов (он написал сценарии к самым любимым советским комедиям «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза!») – свои рукописи всегда дополнял рисунками и эскизами.

Серию можно было бы назвать «Жванецкий и его герои». Или «Миша и портфель»… Она создавалась как вольные иллюстрации устных и письменных миниатюр и рассказов писателя. На листах – тонкие линии пером и тушью. С легкой размывкой постоянно возникает «Михал-Михалыч», чаще всего летящий или проносящийся в вихре то ли танца, то ли бега через «Шестидесятые», «Семидесятые», … «Двухтысячные» – это названия книг пятитомника Жванецкого. А он – то в японском халате, в пальто и, разумеется, длинном шарфе, то в виде этакого чертика, или на верблюде, то на руках у крупной дамы, – вроде и младенец, и с соской, а очки на носу и портфель зажат в руке. Даже на берегу речки, под яблоней в любимом одесском дачном садике – в одной руке всегда неизменный портфель, в другой – листочек, такой же, обыкновенный, по размеру, как и все рисунки на выставке. Рядом проносятся – в неспешном хороводе, как в кукольных спектаклях самого Габриадзе – соседи по даче, друзья по жизни, коллеги и партнеры по работе. Одесские улицы и берега, ленинградские улочки и парадные, московские дворики. Можно наслаждаться по отдельности пером Жванецкого или Габриадзе, но вместе они – просто уникальны.

Другой повод для встречи на выставке в театре – вспомнить и поговорить о ленинградской линии в истории жизни Жванецкого. В начале своей писательской и артистической карьеры он много писал для Райкина, Карцева и Ильченко, все они служили в Ленинградском театре эстрады и миниатюр (теперь это Театр Эстрады имени Аркадия Райкина).

Жванецкий так писал о тогдашней своей деятельности: «Работаю в мелком жанре, рассчитанном на хохот в конце. Если слушатели не смеются, расстраиваюсь, ухожу в себя и сижу там. Чужой юмор не понимаю: в компанию лучше не приглашать…». Оставаясь в тени знаменитого Райкина, он был стоек. И жил на улице Стойкости, 19, в квартире 87, о которой вспоминал: «…в мою однокомнатную квартиру приходили Миша Барышников, Саша Володин, Саша Демьяненко, Сережа Юрский. Она находилась очень далеко от центра. Я даже когда-то писал, что там был слышен уже лай московских собак. Те, кто туда приезжал, выехать не могли… Поэтому возникали самые разнообразные связи…».

Наконец, линия театра. Жизнеутверждающая, исполненная пронизывающей печали и радости, красочная мозаика сюжетных линий переполняет и спектакль «В осколках собственного счастья», созданного режиссером Григорием Дитятковским по произведениям Жванецкого  — это и размышление о сегодняшнем дне и о том, что для нас является главным. О таких раздражающих понятиях, как совесть, честь, честность и скромность… Жанр спектакля-концерта обозначен очень точно: «задушевный вечер». Попытка объединить монологи автора разных лет, кстати, была предпринята не впервые: почти полвека назад, в 1974г. в ленинградском Театре комедии уже был поставлен спектакль по текстам Михаила Михайловича: «Концерт для…». Говорят, что его показали шесть раз, а потом запретили.в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской.

Известно, за несколько дней до смерти Михаил Михайлович настоятельно просил отправить в театр несколько экземпляров своей последней книги «Одесский пароход». А пришла посылка в театр…. в день его смерти – как последний привет, последний взмах руки Мастера. На одном из них экземпляров был автограф художественному руководителю театра Виктору Абрамовичу Новикову, дружившему с Михаилом Михайловичем, принимавшему активное участие в постановке спектакля по его произведениям: «Витеньке от Мишеньки».

Выставка, «обрамляющая» спектакль по текстам из разных книг, подготовленная супругой и сыном писателя Натальей и Дмитрием Жванецкими, – тоже своего рода подарок: «Всем нам…от Мишеньки …и от Резо».

28 января 2024 года ушел из жизни художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков. Выставка «Жванецкий и Габриадзе. Линии»-2 посвящается и ему, вновь открывшему Петербургу великого своего современника на театральных подмостках.