1 сентября 2023 г. исполнилось 60 лет работы, точнее — служения заслуженного артиста РФ АНАТОЛИЯ ХУДОЛЕЕВА Театру.

Анатолий Худолеев окончил театральную студию при Куйбышевском драматическом театре имени М. Горького. Это было в 1963 году, после чего молодой актер два года «стажировался» на местной сцене: «Для него не стоило труда сыграть любую роль, но по натуре он, безусловно, больше тяготел к острохарактерным типам» (з.а. РСФСР Иван Морозов). Это же отмечали коллеги Худолеева как в Киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки, так и в Ленинградском имени В.Ф. Комиссаржевской, где его сценические образы исчисляются десятками. Мастер широкого диапазона с внешне скупым почерком, Анатолий Григорьевич обладает приемами моментального перевоплощения. Верно, поэтому куйбышевский артист легко и многопланово вписался в репертуар ленинградского театра и в отечественный кинематограф.

Заслуженная артистка России Наталья Орлова: «Толя Худолеев раньше играл на Украине, а потом  в Самаре. Есть в его копилке и роль Хлестакова из «Ревизора». Когда Толя пришел к нам в театр, ему поручили роль Монаха в «Царе Федоре». Это было удивительно, потому что в Толе есть что-то настоящее — не от актера, а от природы. Когда он что-то делает, то делает это по-настоящему!»

Каждая роль его наполнена внутренним чувствованием правды, порою — острой иронией, и всегда — тонкой и кропотливой внутренней работой. Плавно и естественно он сыграл тонкую грань переходов от Короля к человеческому началу, от гордыни – к уничижению – в спектакле «Буря» (Король Неаполитанский), неожиданно и современно  — богача Стырова в спектакле «Невольницы» А.Островского,  невероятной болью и трагизмом окрашена его работа в спектакле «Прошлым летом в Чулимске». Его Помигалов  — немногословный, жесткий, готовый на поступки. Позор, а затем и смерть дочери настолько непереносимы, что в финале спектакля мы видим человека обреченного, как говорили в русской деревне, «с печатью смерти». Какими механизмами пользуется актер в этот момент, что происходит внутри него – это уже тайна таланта…

Заслуженная артистка России Татьяна Самарина: «Мы много играли вместе на сцене, особенно в первую половину нашей творческой деятельности. А самое главное  — мы ездили в поездки со спектаклями на Камчатку, по России, и жили в достаточно сложных условиях, где очень хорошо проверяются люди. Толя удивительно надежен, внимателен, он настоящий товарищ. И, в то же время, удивительно игрив, хулиганистый и озорной человек.

Как-то мы играли спектакль «Лакейские игры». Никто ничего не понимал, и репетиции  сложно шли…И вдруг Толя в своих перерывах начал петь, это было очень «в тему», очень смешно. Все подхватили эту радостную ноту, и после этого репетиции пошли в гору. Я  счастлива, что судьба меня свела с этим человеком».

 Анатолий Григорьевич  выращивает роль легко, помогая режиссеру художественно  «овеществить» его замысел на сцене. Актерская сосредоточенность, суховатая графичность стиля, великолепное чувство юмора, мощная внутренняя работа делают его сегодняшним героем-интеллигентом, которому не вынести все то, что сегодня делают с ним, с историей, со страной, и окружающей природой.

 Народный артист РФ Георгий Корольчук:  «Чувство правды, данное каждому от Бога, мы, в большинстве своем, затираем, как вельветовый локоть, еще до взросления. Ты же, дорогой мой Анатолий Григорьевич, сохранил его до сегодня и именно им – чувством правды – окрашен, оттенен, пропитан и ты сам, и твой творческий путь, почерк, поиск. Люблю тебя. Здоровья тебе. Ролей.        Берегите Анатолия Григорьевича Худолеева».

В жизни Анатолий Григорьевич – это колодец чистой родниковой воды, нежный лирик, высокий поэт и большой юморист.

Артист театра Александр Анисимов: «В нем присутствует какой-то внутренний стержень, какая-то изюминка. Я не понимаю на чем он замешан, этот человек. Он прошел через судьбу, через жизнь целую, и его самобытность очень явная. На 70-летии нашего театра он сыграл фронтовика в одном из эпизодов. В этом была такая правда жизни, такая точность, что захотелось понять – где эта грань между подлинным человеческим началом и сущностью театральной игры».

 Сегодня артист живет внимательно, не быстро, тонко прислушиваясь к каждому человеку-собеседнику, скрупулезно подходя к выбору ролей в кино и театре.

Первые его роли в кино датируются далеким 1969 годом: революционный фильм «Комиссары» и 4-серийный шпионский сериал «Ночь перед рассветом». Его советский кино-пакет насчитывает 11 картин с приметными ролями: Васильков («С весельем и отвагой»), друг Льва Толстого Чертков (фильм-спектакль «Возвращение на круги своя»), Петр («Простая смерть», режиссер Александр Кайдановский), казак («Левша», режиссер Сергей Овчаров), Ногин (чекистский сериал «20 декабря» по мотивам прозы Юлиана Семенова), спец по дальней связи (детективный сериал «Противостояние» по книге опять же Семенова)… И в наши дни выходец куйбышевской студии удачно вписался в текущий кинопроцесс, чему подтверждением худолеевские работы в сериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Профессионал» и т.д. Художественно значимые работы последних лет пришлись на сериалы Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон». Общий же каталог фильмографии Худолеева перешагнул за полста наименований!»

Заслуженная актриса РФ Ольга Белявская: «Потрясающий артист, уникальный человек, интереснейший собеседник, абсолютно индивидуальный,  очень личностный актёр. Когда я только пришла в театр, режиссер Валерий Гришко позвал меня посмотреть спектакль «Лакейские игры». Там был очень хороший актёрский ансамбль. И когда я увидела Толю Худолеева, то подумала: «какой интересный, абсолютно необычный, харизматичный  актёр!». Мне запомнился его «лик», фактура, игра. Потом мы столкнулись с ним в работе над спектаклем «Яма» по Куприну. Анатолий Григорьевич очень помогал мне своим участием и советами правильными.

А какая у него потрясающая фактура!  — это ярчайшая индивидуальность. Когда я вижу эпизоды в кино с его участием, то замираю. Могу назвать его и своим другом, и наставником. Он – театральный мудрец. У него — потрясающее чувство юмора и масса всевозможных историй под разные обстоятельства, связанные с происходящим в театре. Рассказывает он очень талантливо: с большим юмором и очень серьёзным лицом». 

Заслуженная артистка России Наталья Четверикова: «Актеру важно не только уметь переживать неудачи, забвение, но и быть готовым к успеху. Толя это сумел. Очень много у Толечки было характерных ролей, совершенно шикарных эпизодов, и для меня было удивлением, что он  ТАК может играть любовь! Как ни странно, артисту редко удается  любить на сцене. А Толя это делает превосходно!»

 Заслуженная актриса РФ Валентина Панина: «У Толи есть человеческий стержень важный, который, как парус в море житейских бурь, держит его на плаву: он очень достойный, честный и порядочный человек, уважающий других людей. Когда я вижу живые глаза Толи Худолеева, которые, ничего не теряя в характере, аккумулируют огонёчек раскола, и возникает искра взаимопонимания – это такой подарок! Тогда происходящее становится не просто спектаклем, а тортом с вишенкой! «

Анатолий Григорьевич умеет любить не только на сцене. Он действительно любит людей – самых разных, любит с человеческой мудростью и чуткостью, порою иронизируя и шутя. Но эта великая любовь  проступает, проявляется на сцене, как светящееся окно в ночи, как маяк в безбрежном море. И все его персонажи, созданные с любовью, иногда с жалостью, иногда с юмором, — очень разные и яркие – дарят зрителям тепло, надежду и свет.