СКРЕПЫ ЛЮБВИ

1 августа заслуженная артистка России, актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской отметит 50-летие творческой деятельности.

 Очень сложно называть эту актрису Натальей Анатольевной. Да, она в том возрасте, когда почтение и уважение этого требуют, но поверьте – через минуту общения с ней вновь, как радуга после дождя, просвечивают в ее облике те юные веснушки, два рыжих хвоста, та невероятного обаяния улыбка и образ озорницы-хохотушки, который так приглянулся на вступительных экзаменах Рубену Агамирзяну, который взял ее на свой первый курс. Она была его любимицей, его солнцем и гарантом хорошего настроения.

 Из воспоминаний Н.Четвериковой: он говорил: «Надо быть верным самому себе». И я верна самой себе всегда. Во-вторых, он учил нас: «Никогда не меняйте театр. Пришли в один и будьте в нем: везде одни и те же проблемы. Будьте верны театру». Он всегда требовал, чтобы в репетиционном зале мы были раньше него. Нас спасало море юмора и вечный хохот. Я точно прохохотала все четыре года, пока училась, — от удовольствия, от счастья, что я учусь у него, что просто общаюсь с ним. Он обладал потрясающим чувством юмора и был великолепным педагогом: сумел передать нам свои жизненные наблюдения. Ведь он и войну познал, и судьба у него складывалась не ох как гладко… Он так тонко понимал людей: у него же учителя какие — Зон, Товстоногов… А мы… Просто наше поколение послевоенное, оно благодарное. Когда Агамирзян входил в 35-ю аудиторию — словно праздник был у всех. И курс у нас был замечательный! Такие ребята… Многие уже, увы, ушли»

Тем не менее, относился мастер к студентке, а потом молодой актрисе строго и требовательно. И в результате вырастил лучезарную и талантливую актрису, которой многое по плечу — и роли характерные, и героические, и драматические. Ее «особость» проявилась и в жизни – после окончания института она выбрала не приготовленный годами обучения выверенный творческий путь в театре своего мастера, а подобно декабристке, поехала за своим мужем в Мурманск, где ее никто не знал.

 Актер МДТ-Театр Европы – заслуженный артист России Михаил Самочко (муж Н.Четвериковой): Я увидел Наташу, когда мы поступали в институт. Я помню эти два рыжих хвоста, которые меня очень заинтересовали. А встретились «лицом к лицу» мы уже на репетициях спектакля Валерия Суслова «Первая любовь» В.Богомолова (из цикла «Военные рассказы»). Он пригласил меня и Наташу. С тех пор я начал ее провожать, и допровожался: летом после третьего курса мы поженились.  А летом 2019 года мы отметили 50 лет нашей совместной жизни!

Но Ленинград не отпустил свою любимицу, и через три года судьба вернула их молодую семью в родной город. Тем не менее,  эти года стали прекрасной закалкой для юных артистов:

 Михаил Самочко: В Мурманске мы работали вместе 2,5 года и почти все время были партнерами, потому что на молодых артистов везде спрос, и мы постоянно играли всех влюбленных. Какого-то соревновательного момента у нас никогда не было – мы наоборот все время друг другу помогали и подсказывали. Столько было сыграно в юности! – мне кажется, Господь как бы распределяет роли на всю актерскую жизнь.

Вернувшись в Ленинград, она сразу получила приглашение от своего мастера поступить в труппу Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. А ее мужа, Михаила Самочко пригласили в МДТ Европы. Их творческая судьба в театрах складывалась очень удачно. Будучи студенткой, Наташа начала сниматься и сразу получила любовь и признание после выхода фильмов «Любить», «Пятеро с неба» и «Семь невест ефрейтора Збруева». Далее были фильмы «Дела давно минувших дней», «Двое в пути», «Вылет задерживается», «Девочка, хочешь сниматься в кино?», вошедшие в  золотой фонд отечественного кинематографа.

Первой крупной ролью в родном театре стала ее Агафья Тихоновна в нашумевшей экспериментальной постановке Рубена Агамирзяна «Женитьбе» Н.Гоголя. Затем были яркие и запоминающиеся работы в спектаклях «Пять вечеров», «Не беспокойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве», оставившие заметный след в театральной жизни города и судьбе актрисы.

 Артист Александр Анисимов: Наталья Анатольевна около шести лет работала в театре вместе с моим отцом, они играли в спектакле «Если бы небо было зеркалом». Он всегда с большой теплотой вспоминал о ней, и мы с ней сейчас с большой нежностью общаемся – смотрим друг на друга, будто через отца. У нас почти родные отношения, когда не нужно слов и достаточно просто рядом постоять, чтобы оказаться в едином пространстве.

 Народный артист России Иван Краско: У меня есть ощущение, что Наталья Четверикова всегда была в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Помню, как она играла активную комсомолку в спектакле по пьесе Михаила Шатрова. Она очень серьёзно смотрела на собеседника и говорила: «Будем думать». Это было очень смешно, в этом «будем думать» я видел иронию над сутью комсомола: делать мы не будем, а думать будем. За эту роль она, кажется, получила Премию Ленинского Комсомола и даже была командирована на Кубу.

У своего учителя и режиссера Р.Агамирзяна она сыграла в спектаклях «Женитьба», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис», ставших легендой и историей русского театра. Многие из старых театралов помнят ее работы в «Притворщиках», «Идиоте», «Антиквариате», «Яме», «Шуте Балакиреве» и многих других спектаклях. В ее послужном списке в театре им.В.Ф.Комиссаржевской  — более семидесяти разноплановых ролей – от лирических, социально-героических до острохарактерных и гротесковых.

 Михаил Самочко: В чем ее изюминка? Во-первых, она очень красивая. Во-вторых, она очень женственная. В третьих, Наташа  очень темпераментна, а в четвертых – невероятно обаятельна. В пятых – она талантлива, безмерно талантлива: может играть и героинь, и характерные, и острохарактерные роли. Причем ей это легко дается, она даже не задумывается об этом – это ее данность,  ее природа.

 Художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России Виктор Новиков:

Наташа Четверикова – одна из любимых учениц Агамирзяна. По-разному складывалась судьба – в кино и в театре. Поражает ее обаяние, ее бескорыстная любовь к профессии. Она никогда не «хныкала», ничего не просила, никогда ни перед кем не унижалась. Наташа всегда сохраняет самоуважение и абсолютную самодостаточность.

Многие годы гастроли нашего театра начинались 1 июня – и это было всегда не только начало гастролей, но и день Рождения Наташи Четвериковой, на который собирались и труппа, и ее курс, и ее семья. У нее изумительная театральная семья, муж (актер МДТ Европы), который ее боготворит. Наталья с детства любила театр, и вся ее творческая жизнь – посвящение одному театру – им.В.Ф.Комиссаржевской.

Сегодня Наталья Четверикова играет и в классических, и в современных спектаклях. Играет ярко, глубоко, открыв в себе новую грань существования, особый драматизм, который дается человеку только с опытом и талантом.

 Артист Александр Анисимов: Я играю с Натальей Анатольевной в спектакле «Утоли моя печали…» Она всегда поддерживает и помогает,  излучает искренность и подлинность, благодаря которой ты, как её партнёр, чувствуешь уверенность и «настоящесть» существования на сцене.

В спектакле «Прикинь, что ты – Бог» она — надзирательница, которая сохранила в себе человеческие чувства: она ДОЛЖНА выполнять свою работу и быть жестокой, но НЕ МОЖЕТ, не получается  быть функцией! Ее сердце раздирается и умирает вместе с измученной заключенной, над которой нарочито издеваются. На фоне отработанных до механизма движений и поворотов удивительно вибрирует голос надзирательницы-Четвериковой: в четкий ритм речи-приказа вклиниваются грудные, глубокие ноты, в которых женская жалость, бездна горечи и слез…

 Михаил Самочко: Когда возник спектакль «Прикинь, что ты – Бог», она принесла пьесу, которая мне безумно понравилась. А особенно – тот эпизод, который они впоследствии сыграли со Светой Слижиковой и Лизой Ниловой. А Наташа была в недоумении. Мы много говорили, обсуждали. И получился образ, в котором очень много – и сочувствие, и долг, и жесткость, и любовь… Тем не менее, эта героиня  — совсем не Наташа, хотя многое она брала «из себя», из своего естества.

В спектакле-концерте «Я вернулся в мой город» Наталья Четверикова рассказывает о своем удивительном знакомстве с Булатом Окуджавой, о его магическом таланте и своем неизбывном восхищении…

 Михаил Самочко: Наташа очень гордится этим случаем: у нее брат был актером БДТ и дружил с Булатом Окуджавой.  Как-то брат снимался в Москве и взял Наташу, еще старшеклассницу, на съемки. Там, в Москве, он познакомил ее с Булатом Шавловичем, который, как она рассказывает, ее просто покорил, когда они были у него в гостях. Окуджава тогда только начинал свою творческую карьеру. Наташа очень хотела участвовать в спектакле-посвящении нашему городу, а главный режиссер театра и постановщик этого спектакля Леонид Алимов посоветовал ей рассказать о Булате Шавловиче в концерте. 

В одной из недавних премьер театра – спектакле «Обломов» в постановке Л.Алимова Наталья Четверикова играет тётушку. Она строга, величественна, но вдруг в какой-то момент проглядывает сквозь наносной пафос этакое женское лукавство, образ той самой девчонки-хохотушки, которая продолжает жить в актрисе и дарит и этому образу тётушки женское очарование, зеркальность и объем:

 Народный артист России Георгий Корольчук: Если вы когда-нибудь услышите, как Наталья Анатольевна смеётся, вы не сможете не засмеяться с ней, смеялся весь курс вместе с Рубеном Сергеевичем. Сейчас мы стали реже это делать, но иногда душевная волна добирается до того места в организме, где хранится смех. У Наташи есть заразительное свойство – солнцелюбие, «солнцежизние», которое она распространяет с помощью своего удивительного смеха.

Театр – это служение, своя религия.. Для этого нужно много терпения, любви и верности: всё, что есть у Наташи, она – театральная жрица. Она яркая, мощная, открытая и страстная актриса. Если всё это перемешать, получается довольно интересная картина. Она может играть и трагедию, и комедию. Я не могу ручаться за западный театр, но русский театр пропал бы без таких актрис.

 Что пожелать Наталье Четвериковой? Бог подарил ей прекрасную семью, которую она хранит вот уже более 50 лет мудростью, терпением и любовью. Бог одарил ее хорошими учителями, и она стала удивительной актрисой – и это тоже есть и ее заслуга:

 Народный артист России Иван Краско: Наташа очень дружелюбна, в ней нет потайных ходов, она терпеть не может сплетен. Она заслуженная артистка, и это вполне заслуженно, как бы тавтологично не звучало. Она очень трудолюбивый и настойчивый человек. У неё особое обаяние – и женское, и сценическое. 

 Михаил Самочко: А главное – ее отношение к работе: она очень трепетно относится к самой незначительной роли – и всегда советуется со мной, просит помочь…. Вот сейчас в определенном возрасте она получила роль – и уже несколько дней я вижу на ее лице счастье. Это дорогого стоит!

Хочется пожелать солнечной Наташе, мудрой и терпимой Наталье Анатольевне здоровья и новых работ в любимом театре. Вы  — наши скрепы любви….