В конце марта 2024 г. стало известно, что актриса Анна Вартаньян награждена почетным званием «Заслуженная артистка Санкт-Петербурга». Это звание впервые было учреждено в 2022 году.

В театре им.В.Ф.Комиссаржевской Анна Вартаньян служит с 1998 года, где сыграла ряд значимых ролей, среди которых – Вера в «Месяце в деревне» (1998), Миранда в «Буре» (2000), Гермия в «Сне в ленюю ночь», Галина Петровна в «Графомане», «Манон Леско в «Даме с камелиями», Офелия в «Анна в тропиках» и другие.

У актрисы немного ролей, но каждая – это новая проба, новая высота, новые гармонии и смыслы. Она не перестает пробовать, искать необычные сочетания и стили, при этом сохраняя за своими героинями абсолютное правдоподобие и узнаваемость.

При этом Анна активно сотрудничает в качестве актрисы и режиссера с «Таким театром», много снимается в кино.  В списке ее 70-и киноработ – главные («Чужое лицо», «Последний день», «Я и ты», «Сад», «Травести», «Подружка осень», «Выход», «Две женщины») и эпизодические «Подлинная история поручика Ржевского», «Господа присяжные», «Пером и шпагой», «Анна Каренина», «Фальшивая нота», «Ленинград 46», «Две женщины» (по мотивам «Месяца в деревне» И.Тургенева и др.).

Совместная режиссёрская работа с Александром Баргманом («Такой театр») над спектаклями «Иванов» и «Каин» привела не только к успеху, но и к долгой творческой дружбе: актерско-режиссерский дуэт с Александром Баргманом у актрисы продолжается на разных театральных площадках. Сегодня Анна Вартаньян занята в четырех спектаклях режиссера А.Баргмана в театре им.В.Ф.Комиссаржевской, и каждая из этих работ – новое чудо Баргмана-Вартаньян.

Удивительный, многогранный и глубоко драматичный образ хозяйки пансиона Елены Николаевны создала актриса в недавней премьере «Настанет день» Ю.Лоттина по мотивам ранних произведений В.Набокова.  Ее героиня – это «собирательный» образ, созданный драматургом Юрием Лоттиным в пьесе, специально написанной для этого спектакля.

Вот она (Елена Николаевна) с увлечением придумывает вместе с юным Костей название для его романа, а вот – встречает сына, который так некстати прибыл именно в день ее важного свидания с молодым любовником… Как точны и трагичны ее метания, ее поиски выхода, ее негласный выбор! Какая нежность и тоска в сцене прощания с сыном, где рефреном звучит непроизносимое «навсегда»! А вот она собирает всех на встречу Рождества и неявно руководит фантасмагорией «Анна в стране чудес», а вот – первой обнаруживает самоубийство своего молодого постояльца….

Анна Вартаньян рисует свою героиню смелыми точными линиями, не забывая при этом выводить ажурную вязь женского начала. Ее героиня  — жесткая и сильная, красивая и женственная, яркая и страстная. Она, как истинная хозяйка пансиона, знает нужные слова, необходимые каждому из этих потерянных людей, оставленных на перепутье. Она – некое связующее начало, единственная правильно звучащая нота в какофонии звуков, так и не сложившихся в единый ансамбль….И, к сожалению, этой точно звучащей ноты мало для общей гармонии даже этого отдельно взятого дома….

С каждой новой работой все интереснее и интереснее наблюдать за ее работой над ролью, искать отсылки, параллели, глубинные смыслы, которые закладывает в свои роли эта сложная и «многослойная» актриса.

Коллектив театра с радостью поздравляет Анна Вартаньян с заслуженной наградой и ждет ее новых работ.