Государственный драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской
дата рождения — 18 октября 1942 года, место рождения — блокадный Ленинград

Из воспоминаний Ольги БЕРГГОЛЬЦ:
«В радиокомитет приходили заявки на чтение классической и со¬ветской литературы. В январе (1942 года) были особые передачи — «Чтения с продолжением». Был прочитан ряд отрывков из «Илиады» Гомера, а артист А. Янкевский читал несколько дней подряд «Педаго¬гическую поэму». Янкевекий был очень плох, он почернел, еле дышал, но Макаренко был когда-то его учителем, и артисту страстно хотелось дочитать цикл.
Однажды он пришел в таком состоянии, что Бабушкин шепнул:
— Боюсь, что он не дочитает сегодня… — И вместе с ним — на всякий случай — пошел в студию.
Но Янкевский дочитал цикл… А как много (и как хорошо) чи¬тала по радио любимица маленьких радиослушателей Маша Петро¬ва— ныне заслуженная артистка республики!
Из этих передач — «Чтения с продолжением» — постепенно ро¬дился «Театр у микрофона». У микрофона артисты радиокомитета стали разыгрывать целые пьесы, преодолевая голод, слабость, быструю утомляемость. Репетировали по частям печатавшуюся в «Правде» пьесу А. Корнейчука «Фронт», затем исполняли ее перед микрофоном, затем, некоторое время спустя, перенесли на сцену. Так к концу сорок второго года из артистов радиокомитетского «Театра у микрофона» и артистов 1-й фронтовой агитбригады в осажденном городе родился под вой и свист снарядов и бомб (без всякого метафорического преуве¬личения— увы!) новый театр, где все, от режиссера В. Майковского, артиста А. Янкевского до рабочих сцены, были самыми подлинными и рядовыми защитниками Ленинграда»…
Из воспоминаний А. И. ЯНКЕВСКОГО:
«1942 год… Второй год Великой Отечественной войны. Ленинград в блокаде. Голод, холод, отсутствие света, бомбежки, артиллерийские обстрелы. На стенах домов и заборов надписи: «Во время артиллерийского обстрела эта сторона улицы наиболее опасна» и короткие пла¬каты из трех слов: «Враг у ворот».
Но город живет, город борется. Работает радио, передавая ленин¬градцам не только сводки Совинформбюро, но и горячий материал пи¬сателей и корреспондентов-фронтовиков. Очень часто передачи преры¬ваются воздушными тревогами, и тогда вместо человеческого голоса из репродукторов звучит ритмичный, монотонный звук метронома. От¬бой воздушной тревоги, и радио вновь оживает.
.. .В центральной «Правде» из номера в номер начали печататься отрывки новой пьесы К. Симонова «Русские люди». Группа работников Ленинградского радио: Зонне, Горин, Петрова, Ярмагаев, Миронов, Янкевский во главе с Я. Бабушкиным берет на себя инициативу созда¬ния радиоспектакля по этой пьесе. Актеров мало, каждому приходится играть по нескольку ролей. Спектакль готов. В бывшей 5-ой студии ра¬диокомитета поставлены столы, стулья, микрофоны. Приглашена ав¬торитетная комиссия для приема спектакля. Идет «якобы» радиоспек¬такль. «Якобы» потому, что микрофоны выключены, и город пока еще не слышит этого спектакля.
Результат просмотра — решение создать в блокированном Ленинграде драматический театр с труппой из имеющихся в городе актеров, художественный руководитель С. А. Морщихин.
Все театры к тому времени, за исключением Театра музыкальной комедии, были эвакуированы вглубь страны. Нам дали помещение те¬атра Комедии. Оно было запущенное, сырое, холодное. Пришлось самим, засучив рукава, приводить его в порядок. Все готово, на фасаде здания вывеска: «Городской театр».
И вот 18 октября 1942 года открылись двери нашего театра. Идет поставленный Зонне и Гориным спектакль «Русские люди». И в зале тоже русские люди в ватниках, шинелях, с автоматами — прямо с фронта или прямо на фронт. Спектакль прочно вошел в репертуар те¬атра и пользовался неизменным успехом у зрителя.
Однажды во время 1-го акта начался артиллерийский обстрел района. Поблизости ухнул снаряд и… погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились во тьму. Но не произошло никакой паники. Только не¬большое замешательство на сцене: «Что делать?», «Как играть дальше?». И вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яр¬кий лучик карманного фонарика, за ним 2-й, 3-й, 5-й, 10-й. Они возни¬кали, как звезды на небе. Свет массы карманных и аккумуляторных фонарей дал возможность доиграть акт до конца…
5 ноября 1942 года состоялась премьера спектакля «Фронт» Корнейчука, поставленного Морщихиным и Зонне. На одном из спектаклей во время второго акта опять погас свет. На этот раз актеры без вся¬кого замешательства ждали помощи из зрительного зала. И помощь пришла: друзья-фонарики вспыхнули, и спектакль продолжался…»
1943 г. «Жди меня» К.Симонова, режиссер М.С.Павликов, М.С.Павликов был человеком ярких эмоций и высокоодаренным артистом. Он внес большой творческий вклад в наше общее дело. К этом времени в труппе театра — Чернявская, Курзнер, Алексеева Людмила Петровна, Хавский, а также мастера театр им. Пушкина — Стрешнева, Домашева, Левицкий, Андриевский, Нелидов, Горин-Горяинов, Назаров, Горич и .др. Декорации к спектаклю «Жди меня» делали сами. Весь коллектив, вооружившись столярными, малярными и плотницкими инструментами, по ночам трудился над оформлением спектакля.
В июне 1943 г. наша труппа пополнилась артистами, пришедшими в шинелях из агитвзвода Дома Красной Армии в составе: Усков, Никитин, Мойковский, Поначевный, Швец, Яйцовская, Глухова, Костричкин, Мазаев, Сафронова. В.Н.Лебедев, ставший художественным руководителем театра.
Осенью 1943 года в помещении театра «Комедии» играть стало невозможно, т.к. здание не имеет бомбоубежища, а бомбежки и обстрелы стали еще коварнее. Театр переведен в помещение Малого оперного театра и получил название «Ленинградский драматический театр».
Идут спектакли — «Женитьба Бальзаминова», реж. Андриевский, «Олеко Дундич», реж. Лебедев, «Вечер водевилей», реж. Усков, «Обрыв», реж. Лебедев.
Осенью 1944 года нам дали помещение, в котором мы находимся и по сей день. Здание в годы блокады не отапливалось, покрылось плесенью, штукатурка обвалилась. Опять весь коллектив своими руками отремонтировал и подготовил здание к открытию.
23 ноября 1944 года состоялась премьера спектакля «Нахлебник» Тургенева в постановке А.В.Соколова. Спектакль получил высокую оценку. На зрительской конференции, организованной театром, отмечалась прекрасная работа режиссера и исполнителей, ансамблевость, хорошая разработка и исполнение массовых сцен.
В начале 1945 г. к нам пришло еще пополнение из театра Краснознаменного Балтийского Флота – Честноков, Самойлов, Иван Дмитриев, Аскинази, Дельвин.
Я прошу извинения у тех товарищей, пришедших к нам по одиночке в разное время, фамилии которых я не упомянул.
12 апреля 1945 г. вышел спектакль «Поздняя любовь», поставленный А. В.Соколовым, прошедший с успехом более 300 раз.
9 мая 1945 года окончилась война. Ленинград облегченно вздохнул и зажил мирной трудовой жизнью. Вернулись в город все эвакуированные театры, и наш театр вступил в новый этап своей жизни. В это время мы готовили к постановке «Парусиновый портфель» М.Зощенко. Вышестоящими органами пьеса была взята под сомнение. Сомнение заключалось в том, как театр в спектакле будет трактовать это произведение, работа очень долго не клеилась, не получалось. В постановку включился Владимир Платонович Кожич. Он провел, насколько мне помнится, не более 8-9 репетиций, не меняя мизансцен и исполнителей. И – свершилось» силой своего таланта он осветил все. Исполнители ожили, и спектакль зазвучал, как высокая комедия положений, но… впереди еще просмотр, от которого зависит, жить спектаклю ил нет. Настал день просмотра. В малом фойе сидит многочисленная комиссия. Из представителей Областного Городского и районного Комитета партии.

П Р И К А З
Управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета г. Ленинград № 230 14 сентября 1942 г.
В целях создания патриотических спектаклей в городе Ленинграде и в частях Красной Армии по шефской линии, организовать драматиче¬ский коллектив на базе Сада при Дворце пионеров.
Список артистического персонала прилагается.
Директором театра назначается тов. Барский А. А., режиссером тов. Морщихин С. А.
Подпись: Нач. Управления Загурский
Приложение к Приказу № 230 от 14 сентября 1942 г.
список
актерского и режиссерского состава театра
— запомните эти имена! —
НАЗАРОВ
КОРОЛЕВ
СУББОТИНА—ГОРИЧ
ГОРИН—ГОРЯИНОВ
СТУДЕНЦОВ
КУРЗНЕР
ЧЕРНОВ
КАМГИНА
ШТАНГЕЛЬ
АРЫПЯНСКИЙ
ГОРИН
КОЛОБОВ
ЗОННЕ
ЯНКЕВСКИЙ
ЯРМАГАЕВ
ПЕТРОВА
АРЕФЬЕВ
МИРОНОВА
Подпись: Загурский
14 сентября 1942

Памятные даты:
Еще до официального открытия театра 18 СЕНТЯБРЯ 1942 ГОДА состоялась читка пьесы А. Корнейчука «Фронт».
18 ОКТЯБРЯ 1942 ГОДА —официальное открытие театра. На сцене — «Русские люди» К. Симонова.
5 НОЯБРЯ 1942 ГОДА — премьера спектакля «Фронт».
14 НОЯБРЯ 1942 ГОДА —первая читка пьесы Л. Леонова «На¬шествие».
22 ЯНВАРЯ 1943 ГОДА —первое заседание Художественного со¬вета театра, посвященное обсуждению спектакля «Нашествие». Всего в 1942 году было сыграно 57 спектаклей, их посетило 162,3 тысячи зри¬телей. В 1943 году было сыграно 185 спектаклей, из них—96 выездных.
11 НОЯБРЯ 1944 ГОДА был сыгран первый спектакль в новом стационарном помещении театра по улице Ракова, 19.