АЛЕКСАНДР БОЛЬШАКОВ. ЛЕВ БЕЗ ГРИВЫ…

 «Большаков – это принадлежность театра им.В.Ф. Комиссаржевской. У него абсолютное какое-то кошачье нутро – я бы сказала – лев. Лев без гривы…» (з.а.России Маргарита Бычкова)

15 октября 2023 г. актер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный артист РФ Александр Большаков отметил 55-летие. Две великолепные пятерки жизненного пути подтверждены не только талантом, любовью к своему делу, но и большой трудоспособностью: «Саша очень серьезно относится к профессии, и он очень «капучий» в хорошем смысле этого слова. Если ему что-то важно, он будет задавать вопросы,   потому что ему важно понимать про что, зачем выходить на сцену, к зрителям» (коллега, актриса Елизавета Нилова).

Будущий актер родился 15 октября 1968 года в городе Котельнич Кировской области. В школьные годы активно участвовал в самодеятельности, а во время службы в Советской армии попал в ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа, где всерьез задумался о выборе актерской карьеры. В 1996 году окончил СПбГАТИ (бывший ЛГИТМиК, курс И.Малочевской), а в 1998 г. был принят в труппу Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Александр Большаков – не только великолепный драматический артист. Он умеет играть на нескольких музыкальных инструментах и владеет красивым лирико-драматическим баритоном.

Режиссеры музыкальных спектаклей с огромным удовольствием используют музыкальные способности актера. Так, в легендарном рок-спектакле «Ваал» режиссер А.Морфов поручил артисту исполнение зонгов, ставших лейтмотивом постановки.  В спектакле-концерте «Я вернулся в мой город…» режиссер Л.Алимов использует яркую индивидуальность А.Большакова в исполнении двух известных композиций: «Поезд в огне» Б.Гребенщикова и

«Фонарики ночные» Г. Горбовского, которые добавляют в постановку яркость красок и колорит.

Для артиста очень важна речь, а так, как Саша работает с голосом и со своим речевым аппаратом – стоит поучиться многим. У него все чётко, ясно, слышно. Голос глубокий, пронзительный! Как-то на спектакле «Доктор Живаго» мои гости отозвались о Саше: «как только Антипов-Большаков запел — полилась такая мощь, такая энергия буквально с первой строчки, что моментально «прошибло» до мурашек…»  (актриса Елизавета Нилова).

В роли Антипова-Стрельникова в спектакле «Доктор Живаго»  действительно удалось «раздвоиться», сыграв и влюбленного, любящего мужчину, и жестокого солдата революции, готового расстреливать «врагов». Примечательна в этом ключе сцена Живаго-Стрельникова, где в психологическом поединке не побеждает ни один, там есть только побежденные, и жалость испытываешь не только к главному герою, но и к потерявшемуся во времени и пространстве Стрельникову-Антипову. Его брутальная манера, жесткая речь не смогли скрыть ту рефлексию сомневающегося человека, способного не только командовать, но и любить, страдать и быть несчастным…

«Это его роль, она очень на него «ложится», и он отдает себе в этом отчет. Саша – это прежде всего – мужчина. В нем настоящая мужская основа, что по нашим временам очень ценно. И он должен быть мужчиной во всем, потому что ему все это дано».  (н.а.России Ефим Каменецкий, 2018 г.).

В спектакле «Безымянная звезда» актер сыграл роль Грига, не испугавшись ассоциаций с известной картиной и неизбежным сравнением с М.Козаковым в этой роли. Сыграл совершенно по-иному: обаятельно и…жестко, зловеще, используя одновременно мягкую «кошачью» пластику и режущий «ножом» взгляд.

«Когда я была совсем юная и бегала смотреть один из любимых моих спектаклей «Безымянная звезда»,  то и предположить не могла, что сама попаду в эту работу.. Мне там нравилась музыка, казалось, что магия какая-то происходит,  на сцене был какой-то невероятный красавец-мужчина, я была влюблена в него, и сейчас тоже: каждый раз, когда я выбегаю ученицей и говорю, что «там красивый и элегантный господин», то всегда произношу это с большим удовольствием» (актриса Варвара Репецкая).

Этот животный страх возникает и при встрече с его героем в «Дуэли» — Егором Алексеевичем Кириллиным, который заставляет Надежду Федоровну стать его любовницей….

Диапазон театрального артиста А.Большакова значительно шире «киношного», где, к сожалению, используют некую бандитскую брутальность.  Так, уже первые роли в театре у актера сразу привлекли к нему внимание и зрителей, и критики.

«Впервые в театре я увидела его на спектакле «Козий остров». Он на меня произвел сумасшедшее впечатление, потому что невероятно брутален и красив, внятен и понятен на сцене. При своей определенной внешности и лысой голове, Саша может быть очень разным. Я обожала его с Анной Вартаньян в спектакле «Любовник», мне нравился его моноспектакль «Контрабас». И там он был разный: с его мужественной внешностью он играл одинокого, забитого, загнанного (собой, прежде всего) человека со своими страстями и комплексами… (з.а.России Маргарита Бычкова)

В особенно трудной роли Чичикова (2002) Большакову удалось выразить  зловещий абсурд нашего времени, гоголевский навязчивый морок, скрещенный с булгаковским мистицизмом. Актер сумел воплотить формулу  нового человека образца 2002 года – с хваткой сильного хитрого афериста экстракласса – будущего хозяина жизни.

Еще до К. Райкина Большаков блистательно сыграл в  «Контрабасе» П. Зюскинда (2000):  «Герой А.Большакова энергичен, он опьянен безоговорочной уверенностью, неистребимыми сомнениями и безудержной страстью. Ему (в отличие от персонажа повести) не нужен проигрыватель для того, чтобы услышать звуки музыки, — музыка в нем самом, и все вокруг музыка. В алом халате со шлейфом кружит он вокруг Контрабаса-Человека, он не может найти себе места, поток его же сознания не позволяет ему остановиться. На протяжении действия происходит утрата иллюзий, и в результате перед нами оказывается обыкновенный уставший Человек, сброшен халат-мантия, мы видим несчастного и даже жалкого музыканта»  (Н.Плагова. Pro и Contra// Петербургский театральный журнал, №23)

Этапными в  становлении актерской индивидуальности по праву считаются  работы в «Воре в раю» Э. де Филиппо и «Страхах царя Соломона» Э. Ажара. Большакова в роли простодушного итальянского воришки, решившего «договориться» со святым Петром в своих махинациях, критика признала безоговорочно: «Одна из главных удач спектакля — молодой актер Александр Большаков в заглавной роли. В спектакле возник причудливый элемент «неонеореализма»: состоялось точное попадание актерской психофизики в задачи роли». Недавняя работа  в спектакле «Страхи царя Соломона» вновь принесла  актеру успех: «Не случайно на роль Жана выбран А. Большаков, единственный в труппе  театра актер, обладающий  тем самым «животным магнетизмом», о котором пишет Ажар, и сочетающий в себе  брутальность с наивностью». Именно  эти качества актера использовал  режиссер А. Морфов  в постановке (2007г.) «Сна в летнюю ночь» У. Шекспира,  в которой  Большаков  сыграл  две роли: Оберона  и Тезея.

Замечательный образ Оберона, царя фей и эльфов, создал Саша в спектакле «Сон в летнюю ночь». Там он во всей своей красе, обворожителен, невероятно сексуален, а как замечательно он читает стихи! Я его обожала в «Ваале», где он пел замечательно. У него абсолютное какое-то кошачье нутро – я бы сказала – лев. Лев без гривы…» (з.а.России Маргарита Бычкова)

Фильмография артиста А.Большакова насчитывает 130 работ, многие из которых  — это роли бандитов или оперативников. Но и тут артистА.Большаков умудряется искать новые краски, использовать большую партитуру своих возможностей.

В 2017 году в короткометражном фильме Альберта Барбарича «Архитектор» Александр тонко и умно сыграл одну из главных ролей (Лернер).

Необычна для фильмографии Большакова роль, сыгранная им в иронической мелодраме «Перелетные пташки», где его герой — мэр города Пенатинска, лидера регионального отделения партии «Могучая Россия». А в детективно-мелодраматическом триллере Игоря Нурисламова «Дом с черными котами» артист неожиданно перевоплотился в архиепископа.

Значимым для Большакова стал 2010 год, когда артист исполнил главные (и положительные) роли сразу в двух сериалах. В многосерийном детективе «ППС» Александр перевоплотился в оперативника Валерия Слонова и в дальнейшем развил этот образ во втором сезоне. В 16-серийном боевике «Десант есть десант» актер предстал в образе бывшего десантника Сергея Попова.

Интересная по качеству и глубине получилась работа в сериале  «Ленинградская симфония», в котором А.Большаков сыграл безымянного капитана НКВД. С Сергеем Барковским, сыгравшим в этом фильме скрипача Александра Рейснера, Большаков в 2022 году пересекся на съемках сериала «Шаляпин», воссоздающего страницы биографии лучшего русского баса. В нем Александр Дмитриевич исполнил роль Анатолия Луначарского.

По отзывам коллег А.Большаков – умный, деликатный и внимательный партнер.

«Первая наша встреча сцене была в спектакле «Двенадцать месяцев», где я играю Падчерицу, а Саша  — месяц Февраль. А вот «Доктор Живаго» — это наша первая близкая партнёрская работа, в которой мы играем мужа и жену. Саша очень деликатен и внимателен,  никогда не навязывается в помощники или подсказчики, не пытается советовать,  как играть, но всегда поддержит. (актриса Елизавета Нилова)

 «Мне посчастливилось с Сашей быть однокурсником, поэтому я его знаю со студенческой скамьи. Мне кажется, что человечески Саша отличается сегодня очень редким качеством, которое называется «доброта». Он очень добрый человек при всей своей внешности брутальной, он — брутальный мужчина с большим добрым сердцем» (режиссер Олег Куликов).

Возможно, для счастливой жизни хватило бы и этого, но талантливый человек всегда рефлексирующий, сомневающийся. Александр Большаков в этом – не исключение. Тем не менее, он уверен и научен актерской школой так, что каждая работа должна быть сделана хорошо, а лучше – очень хорошо.  И это позволяет артисту с каждой новой ролью расширять горизонты профессии и ряды поклонников.

Заслуженного артиста России Александра Большакова можно увидеть в спектаклях родного театра: «Безымянная звезда» (29 октября, 11 ноября), «Буря» (26 ноября), «Двенадцать месяцев» (3 ноября), «Доктор Живаго» (1 и 18 ноября), «Дуэль» (16 ноября), «Мыльные ангелы» (25 ноября), «Я вернулся в мой город…» (27 ноября)