4 сентября — 25 лет творческой деятельности в родном театре яркой, великолепной, умной актрисы Анны Вартаньян. 26 августа актриса отметила жизненный юбилей.  Анна Вартаньян – не только яркая театральная актриса. Она – режиссер «Такого театра», известная киноактриса (главные: «Чужое лицо», «Последний день», «Я и ты», «Сад», «Травести», «Подружка осень», «Выход», «Две женщины», «Клятва» и др. Недавние: «Кто Чехова читал?», «Приворот. Черное венчание», «Шторм», «Конец невинности», «Борщи», «Дополнительный урок», «Всем по 50» и др.)

Сегодня в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской Анна занята в трех спектаклях режиссера А. Баргмана: «Гарфоман» по произведениям А.Володина, «Прикинь, что ты – Бог» по пьесам М.Вишнека и «Анна в тропиках» Н.Круза. В новом сезоне Анна сыграет одну из главных ролей в спектакле по произведениям Владимира Набокова. Поздравляем и желаем новых любимых спектаклей и киноролей!

  Из биографии:

Окончив театральный факультет Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова, Анна Вартанян стала актрисой Саратовского театра драмы им. Карла Маркса (1992-1996 гг.). С 1996 по 1998 гг. актриса работала в Московской театральной студии, а в 1998 г. пришла в театр им. В.Ф.Комиссаржевской.

 Награды и премии:

2008 — номинирована на национальную российскую театральную премию «Золотая Маска» как сорежиссер спектакля «Иванов» («Такой Театр», Санкт-Петербург)

2014 – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (Спектакль «Графоман» А.Володина, реж. А.Баргман, роль — Галина Петровна, жена Мокина)

Об актрисе и ее ролях:

Актриса умеет думать на сцене – качество, столь редкое, сколько и необходимое для настоящего актера. Ее многочисленные перевоплощения, «вживания» в роли – результат не сколько проб и экспериментов, а глубокого мыслительного процесса, помноженного на яркую актерскую индивидуальность.

Первой яркой работой в Петербурге стал спектакль «Месяц в деревне» (1998 г.), где А.Вартаньян сыграла роль Верочки. Критика и театральная общественность моментально обратили внимание умную, красивую и стильную актрису, обладающую той самой театральной магией, свойственной редким артистам. Ей присуще особое сценическое изящество, грация, легкость, внутренняя подвижность и изменчивость в оттенках чувств  и переживаний. Её роли отличаются остротой и тонкостью сценического рисунка. Эти качества проявляются как в крупных сценических работах, так и в эпизодических ролях, где акт­рисе удаётся несколькими точными штрихами создать яркий объёмный запоминающийся сценический образ».

Спектакль «Прикинь, что ты – Бог» разъят на 12 эпизодов. Один из эпизодов целиком отдан на откуп А.Вартаньян: В своеобразном моноспектакле Анна Вартаньян в роли официантки, порхающая на грани нервного срыва, разговаривает с пустотой, мстит несуществующим посетителям за униженность, одиночество и отсутствие любви…» (Е.Омеличкина/ Театральный город).

Невероятная по степени душевных и физических затрат, яркая и вызвавшая бурные споры в прессе и у зрителей случилась у Анны роль в спектакле «Кто боится Вирджинии Вулф?». Ее героиня бросала в зрителей яростные монологи, устраивала баталии со своим неудачником-мужем, чтобы разбудить в нем и в себе те первые чувства, которые еще остались в памяти и сердце…

Сегодня в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской Анна занята в трех спектаклях режиссера А. Баргмана: «Гарфоман» по произведениям А.Володина, «Прикинь, что ты – Бог» по пьесам М.Вишнека и «Анна в тропиках» Н.Круза.

В спектакле «Графоман» у А.Вартаньян – вторая главная роль и практически весь второй акт: «…не случайно на роль назначена Анна Вартанян красавица и умница, сорежиссер Баргмана по нескольким спектаклям. Актриса вполне порежиссерски выстраивает линию роли. Сначала мы видим ее словно глазами мужа: скучная, надоедливая, «правильная» особа. Ее сентенции навязли в зубах, ее нотации утомили и Мокина, и их дочь Надежду. Герой даже не задает себе вопрос: куда исчезла та нежная, доверчивая девушка, которая когдато улыбнулась ему, первому встречному, и швырнула, не жалея, все свои веснушки, не взяв ни одной обратно. А на самом деле та девушка никуда не исчезла, она всю жизнь с ним рядом. Просто он перестал видеть и слышать то, чему влюбленно внимал раньше… (Е. Алексеева/ Трибуна)

Галина Петровна изящная Анна Вартаньян усилиями консультантов по стилю Инны Лукиной, Сергея Данишевского и художника по костюмам Ники Велегжаниновой живое воплощение моды конца 70-х, сестраблизнец героини Жанны Болотовой в фильме «Из жизни отдыхающих»: брюки клёш, вязаное пальто, платочек на шее, прическа «как у Мирей Матье», туфли на широком и высоком каблуке… Её деловитость, правильность тоже кокон, защита от внешнего мира, но именно она, как женщина, оказывается мудрее, становится инициатором возвращения героев к самим себе (Е.Омецинская/ В любимом городе)

Совместная режиссёрская работа с Александром Баргманом («Такой театр») над спектаклями «Иванов» и «Каин» привела не только к успеху, но и к долгой творческой дружбе: актерско-режиссерский дуэт с Александром Баргманом у актрисы продолжается на разных театральных площадках. Одна из последних работ с А.Баргманом – роль Офелии в спектакле этого режиссера «Анна в тропиках» по пьесе современного американского драматурга кубинского происхождения:

«…лишь жена Сантьяго с шекспировским именем Офелия (Анна Вартаньян), хотя и попавшая под обаяние романа, создает вокруг себя собственный вовсе не трагический мир, но мир, где она любит, счастливо или грозно бушует и карает провинившегося. Она сама себе Анна» (Е.Шарова/ Российская газета)

Образ многослойный, состоящий из самых разнообразных человеческих свойств и проявлений. Есть в ее Офелии некая сосредоточенность, деловитость, даже меркантильность, свойственная матерям больших семейств. А здесь целая фабрика под началом мужа – шутка ли? И, в то же время, есть в ней воздушность, романтизм, легкий флер юности и света, мечтаний и большой запас любви.

Как любой творческий человек, Анна Вартаньян  находится в постоянном поиске, «засвечиваясь» и на сце­нах прочих петербургских театров и в фильмах-сериалах разного уровня. Но — везде — «выкладка по полной», огромное желание и, одновременно, умение привнести в свою роль личностное начало.

А. Вартаньян была избрана требовательной Верой Глаголевой на роль Натальи Петровны в фильм по пьесе «Месяц в деревне», в которой когда-то Анна дебютировала в Комиссаржевке. Между прочим, её партнером по фильму стал сам Рэйв Файнс… Партнерами  актрисы также были Александр Балуев, Сильви Тестю, Лариса Малеванная, Бернд Мосс.

В кинокартине «Клятва» актриса вновь встретилась со своим любимым творческим партнером – А.Баргманом. В военно-исторической драме о главном враче психиатрической больницы и его жене, спасших большую часть своих пациентов, пара сыграла настолько пронзительно и остро, что фильм стал ярким событием последних лет в кинематографе, получил множество призов (том числе Приз за лучшую женскую роль  на XVIII российском фестивале кино и театра «Амурская осень» (2020) получила  Анна Вартаньян).  В списке ее 70-и киноработ – главные: «Чужое лицо», «Последний день», «Я и ты», «Сад», «Травести», «Подружка осень», «Выход», «Две женщины», «Клятва» и др.

Необыкновенная работоспособность и жажда деятельности актрисы проявляется в разных аспектах творчества. Она  активно сотрудничает с «Таким театром», где выступает не только в качестве актрисы, но и является режиссером и сорежиссером некоторых постановок (Жан и Беатрис» К.Фрешетта, «Иванов» А.Чехова, «Каин» Д.Байрона и пр.).  Также актриса занята в спектаклях театров «Приют комедианта» и «Особняк».

Актриса не стремится к количественному творческому наполнению – она тщательно и скрупулезно относится к выбору материала, к команде, режиссеру, поэтому не может похвастаться огромным послужным списком. Но практически каждая ее работа оказывается событием, а актриса становится лауреатом или номинантом престижных театральных и кинопремий страны.