ОКСАНА БАЗИЛЕВИЧ: АКТРИСА-СТРУНА

к юбилею актрисы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Оксаны Базилевич

 26 февраля – юбилей актрисы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской – Оксаны Базилевич. Актрису можно увидеть в спектаклях «Трепет моего сердца» Х.Левина, «Ночь Гельвера» И.Вилквиста, «Настанет день…» по мотивам ранних произведений  В.Набокова.

Оксана Базилевич – страстная, гибкая, натянутая, как струна; острая, как нож; яркая, как молния…

Актриса, чьи работы никогда не бывают предсказуемы и даже отдаленно не напоминают предыдущие….Из всего этого очень сложно составить какой-либо творческий портрет абсолютно непредсказуемой актрисы…

Из биографии:

Родилась  26 февраля  г. в Рязани. Училась на филологическом факультете Рязанского педагогического института. В 1987-1991 гг. училась в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (мастерская А. Кацмана и В. Фильштинского).

1991-1992 – актриса Театра «На Литейном», 993 – 2007 – актриса Театра «Фарсы» (Санкт-Петербург). С 2008-2017 – актриса Продюсерского центра «АРТ Питер». С 2017 – актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской

Лауреат премии «Театрал» (за роль Миссис Конвей в спектакле «Время и семья Конвей»), лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» — 2013 (спектакль «Ночь Гельвера» в театре им.В.Ф.Комиссаржевской в номинации «Лучший актерский дуэт»), лауреат премии «Золотой софит»-2022 (в номинации «Лучшая работа актрисы» за роль Лалалала в спектакле «Трепет моего сердца» Х.Левина), обладатель Приза зрительских симпатий общества «Театрал» (за спектакль «Ночь Гельвера»).

Особый «струнный» стиль актрисы с голосом-виолончелью; гуттаперчевое, детско-кукольное лицо, на котором можно написать, что угодно, любое чувство; послушное, сильное тело с «балетной» прямой спиной и «балетными»-летящими ногами, лебединый полет рук и…точное, резкое попадание в любой рисунок, любую роль. Клоунесса, героиня, красавица. Если сравнивать с музыкальным инструментом, актриса Оксана Базилевич подобна скрипке, где звук, постепенно наполняясь, набирает мощь, резкость и высоту, достигает такой кульминации, на которую по силе воздействия способен далеко не каждый инструмент…

В ее жизни были великие учителя А.Кацман и В.Фильштинский, а еще режиссеры, которых часто она выбирает сама, четко определяя, с кем сможет «сработаться».

Уникальный коллектив театра «Фарсы», хулиганская студенческая команда и молодой режиссер Виктор Крамер как нельзя кстати возникли в творческой биографии молодой актрисы, на долгие 14 лет определив вектор деятельности О.Базилевич. Именно этот коллектив позволил ей не только гастролировать по всему миру, но и примерить на себя множество женских образов, характеров, лиц. «Этюдный» метод, активно внедряемый учителем В.Фильштинским, стал одним из определяющих в творчестве вчерашних студентов и молодого режиссера. Они вместе сочиняли спектакли, вместе искали то, что по-настоящему заденет зрителей. И их коллектив быстро завоевал Петербург, театр «Фарсы» стал любимым гостем и на всех международных фестивалях. Единственная актриса этого коллектива должна была работать много и каждый раз по-новому, удивляя и завораживая не только зрителей, но и своих партнеров.

Важную роль в творческой жизни актрисы сыграли режиссеры А.Синотов (спектакли «Феномены», «Я должен убрать президента», «Осенний покер»), В.Сенин (спектакли «Пять вечеров», «Заповедник»), А. Морфов (спектакли «Сон в летнюю ночь», «Мыльные ангелы»), но после В.Крамера (спектакли ««Гамлет», «Стриптиз», «Вохляки из Голоплеков, или Сонное мечтание», «Село Степанчиково и его обитатели», «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра»,  «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Суперфлю», «Поварецкие пляски»), пожалуй, громадную роль в творческой судьбе актрисы сыграл и играет Александр Баргман, чьи работы в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской почти никогда не обходятся без Оксаны Базилевич (спектакли «Ночь Гельвера», «Трепет моего сердца», «Иллюзии», «Время и семья Конвей», «Таланты и поклонники», проекты ко дню рождения Ф.М. Достоевского  и пр. )

Спектакль «Ночь Гельвера» в постановке А.Баргмана стал большим событием не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Лауреат высшей театральной премии «Золотой софит», обладатель призов премии «Прорыв», общества «Театрал», участник международных фестивалей «Петербургский театральный сезон» в Тбилиси, Баку, Минске, NEТА-2015 в Бухаресте, Театра юных зрителей им.А.А.Брянцева, российских фестивалей «Такой фестиваль», «Балтийские сезоны», внеконкурсной программы «Золотой Маски» — «Маска плюс» и пр.

Два актера – Оксана Базилевич и Денис Пьянов – высекают из зрителей то единственное, ради чего существует театр: невероятного накала эмоцию, после которой ни один зритель не остается равнодушным, не остается прежним…

«Героиня, рванувшаяся с вещами к двери, видит происходящее за ней и со всеми авоськами и футлярами откидывается назад, спиной к доскам. Звучит песня «Томашув», кисти актрисы разжимаются, вещи падают на пол, и сама она медленно сползает по стенке, вторя сиплым голосом Эве Демарчик. Музыка нарастает, заполняя собой все пространство комнаты, напружинившееся от ее напора. И тогда тщетно заглушаемые музыкой резкие удары в дверь кажутся неизбежной насильственной смертью, последними ударами сердца. Карла не двигается с места, не меняется в лице, дверь срывается — на пороге стоит вернувшийся окровавленный сын…» (К. Ярош/ Петербургский театральный журнал, 2013)

 «У нас с ним (А.Баргманом)  такое энергетическое совпадение. Я готова с Сашей в огонь и в воду, и не потому, что он рядом находится, он и сам это знает. И еще, что важно было для меня, что не было в этих репетициях никакого рабства, было только желание. А желание побеждает очень многие вещи. Начинали в 11 утра, часто не уходили на обед, и если 6 надо было репетировать ночью, мы бы репетировали ночью. Но сколько бы ты не разучивал роль, этот спектакль нельзя играть, его не возьмешь актерским ремеслом, здесь нужно пожить, пусть час двадцать, но изо всех сил пожить». (Оксана Базилевич)

«Для сюжета очень важна привлекательность главной героини. Она в центре событий, она певица, красавица и, как выясняется, себе на уме. В труппе на эту роль могли претендовать многие длинноногие дивы. Однако есть только одна мастерица неподражаемо закинуть ногу на ногу и тут же повторить этот финт (почти балетный, но и не без намека на «Основной инстинкт») в обратную сторону. Оксана Базилевич этим кунштюком заставляла публику трепетать еще во времена «Фарсов» — театра, возникшего из курса Вениамина Фильштинского и развивавшего традиции «Лицедеев». Театр во главе с Виктором Крамером прожил коротко, но ярко. И лучшие его силы хоть и разбрелись по городам и весям, но не устают удивлять и радовать. Актриса предпочитает театр, где сыграла немало значимых ролей, среди которых трагическая в «Ночи Гельвера» — просто выдающаяся» (Е.Алексеева о спектакле «Трепет моего сердца»/ СПБ Ведомости, 2021)

Чем снова удивит нас Оксана Базилевич? Какие новые ипостаси и образы откроет она в себе, какие новые грани увидим мы на театральных подмостках и в фильмах – пока остается загадкой. Желаем Оксане творческой радости, любви, поисков, надежд и свершений.

ИЗ ОТЗЫВОВ ЗРИТЕЛЕЙ:

Татьяна (Санкт — Петербург), 2008

Сегодня (точнее уже вчера) второй раз была на «Фигаро». С каждым разом спектакль мне нравится все больше и больше. Да и актеры были просто в ударе! Всё второе действие утирала слезы от смеха! Очень интересная постановка и очень яркая запоминающаяся роль. Спасибо Вам за такую потрясающую Марселину, вызывающую море эмоций и положительных впечатлений — от искреннего сопереживания (встреча матери с сыном, монолог, посвященный мужчинам) до истерического смеха (продолжение всё той же встречи, сцена в суде…). Искренне хочется сказать Вам спасибо! С удовольствием посмотрю другие спектакли с Вашим участием.

 Настя, 2009

Потрясающая актриса! Помню, как на одной антрепризной комедии стала уже засыпать, хотя все артисты были просто замечательные, но, по-видимому, настроение у них было не то :) И вдруг вышла Оксана (я тогда еще не поняла, кто это, поскольку программки у меня не было), по залу как волна прошла — О-о-о-о! Даже артисты на сцене, как будто кислорода вдохнули :) Вот на этом дыхании спектакль так до самого конца пролетел.

 Третьяков Олег (Киев,), 2010

Прекрасная очень разноплановая работа в фильме «Фокусник». К тому же в этом фильме Оксана очень хорошо исполняет романс. С большим удовольствием познакомлюсь с другими работами Оксаны, а, если в ближайшее время посчастливится побывать в Питере, обязательно пойду на спектакль с ее участием

 Ирина К. (Москва), 2011

Оксана прелестна. Видела в двух фильмах. И везде любовалась ее работой, природной интеллигентностью, осанкой, красотой, наконец. Планка у этой актрисы высокая, моральная тоже.

 Lyudmila_ (Tomsk), 2011

Оксана, спасибо Вам за работу в «Двойной фамилии». Пересмотрела в очередной раз. Именно в этом фильме я увидела Вас впервые. И не могу представить никакой другой актрисы в этой роли. К сожалению, нет возможности посмотреть Ваши театральные работы, но тем не менее, желаю Вам удачи и новых больших творческих успехов. Из Сибири с любовью!

 Кузнецова Ирина (Донецк), 2012

Оксана, мне очень понравилась Ваша игра в фильме «Сильная». Смотрела с удовольствием. Любовалась и плакала. Из такой интеллигентной, нежной, красивой, любимой, счастливой женщины постепенно превращались в сильную, уверенную. Сумевшую себя защитить, все преодолеть, самой решить все проблемы. Действительно — Сильная женщина! Очень люблю фильм «Двойная фамилия». Такая игра!

 Ирина Горина (Москва), 2012

Оксана, я посмотрела спектакль «Мыльные ангелы» в театре им. Комиссаржевской и на следующий день в театре Ленсовета «Заповедник». Вы играли в этих спектаклях. Мне очень понравилась Ваша игра, Вы не играли, а проживали жизни своих героинь. Сожалею, что не слышала о Вас раньше и очень рада, что теперь я Вас знаю и люблю. Вы очень разноплановая актриса с удивительной энергетикой. Спасибо. Желаю Вам новых интересных ролей.

 Пума (Владикавказ), 2012

Оксана — великолепная актриса! Даже если роль очень небольшая, именно она притягивает к себе основное внимание. Запоминается всегда и везде. Очень люблю творчество этой талантливой актрисы. И выглядит прекрасно. Удачи Вам, Оксана!

 Еуджения (СПб), 2013

Оксана мне в «Агенте особого назначения» запомнилась больше всех. Отлично, просто здорово сыграла. Мне кажется легко переиграла всех остальных актеров.

 Марина Варушичева (Санкт-Петербург), 2014

Спасибо Вам и Вашим коллегам за доставленное удовольствие, за не зря проведенное время на спектакле «Время и семья Конвей»,9.04.14. Спасибо большое! Сильный спектакль, фильм так не интересен, а спектакль держит внимание, переживание….Молодцы! Миссис Конвей Вы сыграли замечательно, столько чувств, отношений к ней было, все передано, сыграно Вами, пережито….

 Ричард (Петербург), 2015

Оксана изумительная актриса, тонкая, нервная и эмоциональная. Кроме того, у нее дар перевоплощения и моментальной смены настроения. Недаром она еще и клоун. В замечательном спектакле «Ночь Гельвера» игра Оксаны просто потрясает. Редкого дарования актриса.

 Галина Николаевна, 2016

Очень талантливая актриса и невероятно красивая женщина! Всей семьей смотрим фильмы с Вашим участием, зять мой вообще в Вас влюблен. Побольше Вам прекрасных ролей, жаль, что по телевизору всегда показывают одних и тех же актрис, смотреть уже невозможно. Ждем с нетерпением Ваших новых работ. С уважением, поклонники из Подольска. Приезжайте к нам в гости, у нас тут такие леса — загляденье!

 Авдотья Колотушкина (Санкт Петербург), 2016

Очень понравился образ Светланы Николаевны из Дома Мод в сериале «Следователь Тихонов». Небольшая роль, а интересно и ярко сыграно. При том, что сам сериал удачным назвать не могу.

 KseniyaNY (Miami), 2016

Обожаю -актриса прекрасная и потрясающе стильная. Рада за то,  что много снимается и может радовать зрителей своей игрой, я всегда получаю кучу положительных эмоций, а чувство стиля восхищает. Удачи и успехов во всем.

 Хмыльникова Ирина (Москва), 2018

Несомненно, интересная актриса. Играет талантливо и руководителя следственной группы, и алкоголичку, и любящую мать. Оксана чудесная актриса, играет очень достоверно. Выглядит всегда стильно и современно.

Пума (Владикавказ), 2019

Еще раз увидела в кино, и еще раз хочу высказать свое восхищение. Оксана Базилевич — очень яркая индивидуальность. В ней есть харизма, есть что-то особенное, чем она очень отличается от множества других актрис и актрисулек, коих сейчас тьмы и тьмы. И вообще она такая звонкая, тонкая, изящная, с красивыми волосами, глубокими глазами. Я обожаю её!

 Lwona Zwanska, 2021

Ох какая Вы в «Мур-муре». Как так играть, как будто и не играть вовсе? Я потрясена.

 Эльнинья, 2021

Очень понравилась в сериале «Спутники». Полное перевоплощение, не играет, а живёт.

 Евгений Хохлов, 2023

«Жди меня»-сколько обаяния и красоты в этой Женщине.

 Наталия Головлёва, 2023

У Базилевич исключительно гармоничная, богатая красота. Редкостная женщина!

Видео с Оксаной Базилевич

Двойная фамилия: https://www.youtube.com/watch?v=vBFUhZLe8oc

Театр «Фарсы»  — спектакль «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра»: https://vk.com/video111107272_161288330

Театр «Фарсы»  — спектакль «Гамлет»: https://vk.com/video3574330_161918971