ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРГАРИТЫ

 31 августа родилась невероятная, зажигающая и сжигающая, обладающая воистину неиссякаемой энергией таланта – заслуженная артистка России МАРГАРИТА БЫЧКОВА.

Маргарита – заслуженная артистка России, актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, режиссер, педагог, неоднократный лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Спектакли в ее постановке  («Театр», «Три дуры, три дороги, три души», «Про Любовь») – лауреаты и участники российских и международных фестивалей «Монокль», « АртОкраина», «У Троицы».

В 2019 г. Указом Президента Российской Федерации Маргарита Бычкова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Ее феерическая энергия проникает в каждую клеточку нашего города, она – сама себе бренд и продюсер, агент и ангел-хранитель.

В ее жизни было всего два театра: ТЮЗ им.Брянцева, куда она пришла всего на два года после окончания института, и вот уже 28 лет – Театр им.В.Ф.Комиссаржевской.

Нет сомнений в том, что она была великолепной, сродни Клеопатре, Шамаханской царицей в «Сказках Пушкина» А. Андреева, самой искренней и доброй Коровой в спектакле «Кошка, которая гуляла сама по себе», лучшим гномом в спектакле «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе» З.Корогодского – в постановках ТЮЗа. Но подлинный дом она обрела в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, придя сюда в 1992 году. Здесь она сыграла почти 40 ролей (без одной). Сегодня актрису можно увидеть в спектаклях: «Двенадцать месяцев», «Безымянная звезда», «Графоман», «Мизантроп», «Мыльные ангелы», «Прикинь, что ты – Бог», «Шизгара», «Анна в тропиках», «Барон Мюнхгаузен», «Дуэль», «Трепет моего сердца».

Также зрители могут познакомиться с ее режиссерской гранью в спектаклях «Театр», «Три дуры, три дороги, три души (3D), «Про Любовь».

«Мне Рита помогла встать на ноги как актрисе и человеку. Она загорелась идеей моноспектакля «Про Любовь», и не пойти за ней было невозможно. Вначале у нас были сложные репетиции – я не доверяла себе, и между нами летали молнии, но и такой путь нужно обязательно пройти. Зато когда что-то получалось, Рита всё тут же забывала и радовалась как ребёнок» (Е.Андреева)

«На репетициях мы все вместе что-то придумывали и изобретали, поэтому работа над «Театром» была для нас просто наслаждением. Очень правильное ощущение, когда артист – со-творец. Когда я соглашаюсь участвовать в какой-то истории, я полностью обнуляюсь и всецело доверяю режиссёру, особенно Рите –  выдумщице, у которой всегда есть много потрясающих идей и огромная любовь к людям» (Т.Кузнецова).

Болгарский режиссер А.Морфов, известный сегодня не только в России и поставивший в театре им.В.Ф.Комиссаржевской 5 спектаклей, считал М.Бычкову своим талисманом. Его последний спектакль «Мыльные ангелы» (2009) — это, по сути, бенефис великолепного трагикомического дуэта М.Бычковой и С.Бызгу. Критики взахлеб писали о М.Бычковой в этом спектакле: «Она не просто блистает — она искрит и зажигает искрами таланта как зрителей, так и партнеров» (Е.Омецинская. Уплыть невозможно/ Реклама «Шанс»); «Жена Октавио Илуминада в исполнении Маргариты Бычковой — явление уникальное. И если внешне героиня выглядит как соседка по даче: рыжие волосы, взбитые мелкой химией, розовые бриджи в горошек, обтягивающие неправдоподобно выдающийся зад, — то по сути это феллиниевская Кабирия, но с ярко выраженным материнским чувством» (Ж.Зарецкая. Дорога без конца// журнал «Афиша»).

Большой актерский диапазон  М.Бычковой позволяет режиссерам и самой актрисе раскачивать ее талант в сторону любого жанра. Так, подлинно трагический образ вырастает в спектакле «Шизгара» (2013) из бывшей «зечки» Зины. Ее «соло» начинается со спины: словно прилепившись к стенке, с чуть обросшей «нулевкой» волос она никак не может обернуться….Нельзя забыть этот звериный быстрый взгляд и «переломанный жизнью» позвоночник, и страшный пронзительный ее монолог, когда через трудно выговариваемые слова и скудные капли забитых внутрь слез выходит из зечки Зины страх, горечь, недоверие и ненависть… М.Бычкова умело вписывает трагический образ в партитуру великолепного актерского ансамбля, о котором с большим воодушевлением писали критики.

Умение окунуться, вжиться в персонаж так, что у зрителей не возникает сомнения, что актриса и есть по-настоящему именно такая – счастливое качество таланта М.Бычковой. Образ «настоящей володинской женщины», как отмечают критики и многие зрители, создала М.Бычкова в содружестве с режиссером А.Баргманом в спектакле «Графоман» (2014): «И возникает Маргарита Бычкова с бигудями под капроновой косынкой. Не теряя своей эксцентрической природы, тихо-тихо перебирая полы кофточки грубыми руками своей героини Тани из шахтерского поселка, она тоненько-тоненько, тихо-тихо играет драму. Я вижу, как клоунесса Бычкова специально сутулит спину и сводит внутрь плечи, но под этим — обезоруживающий драматизм: «Нет любви, нет. Я долго верила. Я только недавно перестала верить». (Е.Гриневецкий. Против оголтелой прозы// Петербургский театральный журнал)

Актриса М.Бычкова никогда не боялась быть нелепой, гомерически смешной, вызывая, как и положено в высокой комедии, «за смехом – слезы», «за улыбкой – грусть». Ее несуразная, закованная в костюм приличий и правил Мадам Куку в «Безымянной звезде» становится настоящей клоунской репризой спектакля. Этот образ нелепой, но страдающей и любящей женщины перерастает в персонаж Так Себе из спектакля «Трепет моего сердца», где героиня пытается не обрести, а сохранить свою любовь, свой привычный мир, мужчину, для которого она стала только привычкой… Удивительно узнаваемые ситуации, жизненные фрагменты режиссер А.Баргман вместе с актерами доводит до гротеска, и актриса блистает в этом близком ей жанре.

В спектакле «Мизантроп» режиссера Г.Дитятковского ее Арсиноя созвучна Марии Константиновне Битюговой в спектакле «Дуэль» А.Чехова (режиссер Л.Алимов). Но способ существования, жанр и актерские приемы в спектаклях различны. Маргарита Бычкова справляется с любой задачей – будь то театр маски, импровизации, строгая классическая форма или эксперимент.

В каждую работу М.Бычкова вкладывает не только мастерство, профессионализм, но и высоковольтную, зашкаливающую энергетику, страдание, со-страдание, глубину собственных душевных переживаний.

В остром комическом ключе – феерическая Мачеха в «Двенадцати месяцах» с огромной бородавкой, которую актриса придумала себе сама. Дети с удовольствием включаются в игру, которую задает своим персонажем М.Бычкова.

Совсем другая сторона, а может быть, и подсмотренная М.Бычковой душевная история – в спектакле «Прикинь, что ты – Бог». Почти без слов, только взглядом и телом, движением и жестами рассказывает актриса о настоящей драме стареющей женщины…И каждый ее жест понятен любому, сидящему в зале, выверен, точен и узнаваем. Тело – как продолжение актрисы (недаром Маргарита Бычкова – мастер спорта по художественной гимнастике), жест – как невысказанное слово.

В спектакле А.Баргмана «Анна в тропиках» Маргарита сыграла …выдуманного персонажа, которого нет в пьесе – Старую кубинку. Кто и как выдумывал эту роль – оставим под покровом тайны театра,  но, по словам первых зрителей, её образ – это «олицетворение всей этой маленькой табачной фабрики, уходящего времени, которое не остановить;  времени, в котором главным был Человек, а не его машины…»

Огромного диапазона творческий дар актрисы выливается не только на сценической площадке. Она – великолепный педагог сценического мастерства в Институте кино и телевидения, ее боготворят студенты.  Щедрость таланта проявляется и в создании прославленных комиссаржевских капустников, где М. Бычкова выступает как автор, режиссер и исполнитель.

Актриса давно и успешно снимается в кино, ее фильмография насчитывает свыше 100 картин. Большая популярность пришла к ней после съемок в фильмах А. Рогожкина «Блокпост» и С. Снежкина «Брежнев». Многим запомнились ее яркие работы в фильмах «Белая гвардия», «Похороните меня за плинтусом», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», Zолушка», «Человек у окна», «Подлинная история поручика Ржевского», «Фаворит», «Ленинград 46», «Вольная грамота», «Человек у окна», Zолушка», «Белая гвардия», «Время Синдбада», «Хмуров», «Бывшая жена», «Кома», «Крик совы», «Письма на стекле», «Личность не установлена»,   «Вольная грамота», «Одна жизнь на двоих», «Смертельный номер», «Конец невинности», «Мертвое озеро», «Формула преступления», «Жена олигарха», «Аксентьев», «Дельфин», «Некрасивая подружка» и др.