Project Description

18+

сцены из загородной жизни
по пьесе А.П. Чехова “Дядя Ваня”

Режиссёр-постановщик – Роман Габриа
Сценография Анвара Гумарова
Художник по костюмам – Елена Жукова
Композитор – Владислав Крылов
Хореограф – Илья Колецкий
Художник по свету – Тарас Михалевский

В огромный загородный дом, принадлежащий семейству Войницких, приезжает отставной профессор Серебряков с 27-летней женой. Молодая и сексуальная Елена Андреевна очень скоро сводит весь этот дом с ума. Для кого-то он превращается в склеп, кому-то представится бесконечным лабиринтом, наполненным миражами. Обитатели запутанных комнат не спят по ночам, едят не вовремя, пьют, ругаются, плачут. В чем же истинная причина приезда Серебряковых?

В этом вместе с артистами театра им. В. Ф. Комиссаржевской пытается разобраться режиссёр спектакля  Роман Габриа и предлагает выступить зрителям чеховской драмы в необычной роли – а именно в роли наблюдателя за «сценами из загородной жизни».  Зритель станет свидетелем обычного быта: люди спят, едят, ходят, носят свои пиджаки. А за этим – чеховская тональность жизни «между строк» с модуляцией в зону «отчуждения» и криками в пустоте большого дома.

Премьера состоялась 15 января 2022 года
Продолжительность спектакля — 2 ч. 40 мин. с антрактом

Действующие лица и исполнители:

Елена Андреевна Елизавета Фалилеева
Иван Петрович Войницкий Денис Пьянов
Мария Васильевна Войницкая з.а.России Елена Симонова
Соня София Большакова
Астров Михаил Львович Богдан Гудыменко
Серебряков Александр Владимирович Анатолий Журавин
Стрелочник Василий Гетманов

Пресса о спектакле

МОЯ ДОРОГАЯ HÉLÈNE
сцены из загородной жизни в 2-х действиях
по пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня»

Режиссер-постановщик Роман Габриа
Сценография Анвара Гумарова
Художник по костюмам – Елена Жукова
Композитор – Владислав Крылов
Хореограф – Илья Колецкий
Художник по свету – Тарас Михалевский

В спектакле заняты: заслуженная артистка России Елена Симонова; артисты София Большакова, Елизавета Фалилеева, Василий Гетманов, Богдан Гудыменко, Анатолий Журавин (актер театра «За Черной речкой»), Денис Пьянов.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»: Премьера «Дяди Вани» на сцене Художественного театра состоялась 26 октября 1899 г. В ролях были заняты: В. В. Лужский (Серебряков), О. Л. Книппер (Елена Андреевна), М. П. Лилина (Соня), Е. М. Раевская (Мария Васильевна), А. Л. Вишневский (Войницкий), К. С. Станиславский (Астров), А. Р. Артем (Телегин), М. А. Самарова (Марина). Художник — В. А. Симов.

После окончания спектакля Немирович-Данченко послал Чехову в Ялту приветственную телеграмму, подписанную всеми участниками: «Вызовов очень много. 4 после первого действия, потом всё сильнее, по окончании без конца. После третьего на заявление, что тебя в театре нет, публика просит послать тебе телеграмму. Все крепко тебя обнимаем».
Еще до постановки «Дяди Вани» в Художественном театре пьеса с успехом ставилась на многих провинциальных сценах (например, в Казани — 17 октября 1897 г.).
Но… самих участников спектакля и более искушенных зрителей премьера «Дяди Вани» удовлетворила не совсем. Припоминая триумфальный успех «Чайки» — первого чеховского спектакля в Художественном театре, — Книппер впоследствии писала: «С „Дядей Ваней“ не так было благополучно. Первое представление похоже было почти на неуспех. В чем же причина? Думаю, что в нас. Играть пьесы Чехова очень трудно: мало быть хорошим актером и с мастерством играть свою роль. Надо любить, чувствовать Чехова, надо уметь проникнуться всей атмосферой данной полосы жизни, а главное — надо любить человека, как любил его Чехов, и жить жизнью его людей <…> (Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/dyadya-vanya-primech..)

А. П. ЧЕХОВ И В. Ф. КОМИССАРЖЕВСКАЯ

Вера Федоровна Комиссаржевская (1864–1910) – драматическая актриса, первая исполнительница роли Нины Заречной в “Чайке” Чехова. На сцене с 1890 года, вначале работала в провинции, с 1896-го по 1902 год – в Александрийском театре, в 1904 году создала в Петербурге свой Драматический театр. Сегодня театр носит ее имя. В пьесах Чехова сыграла также Наталью Степановну (“Предложение”), Сашу (“Иванов”), Соню (“Дядя Ваня”). Умерла, заразившись оспой, во время гастролей в Ташкенте.
Знакомство Комиссаржевской с Чеховым состоялось в октябре 1896 года, во время репетиции “Чайки”. Чехов, удрученный общим ходом подготовки спектакля, поначалу сдержанно отнесся и к игре Комиссаржевской. Но ее роль Нины сразу захватила, и с каждой репетицией она “все более и более увлекала его своей игрой”.
Всего сохранилось 17 писем и 7 телеграмм Комиссаржевской к Чехову и 10 ответных писем писателя. Встречи и переписка Чехова и Комиссаржевской – история взаимоотношений двух внутренне во многом близких и в то же время противоположных друг другу художников. Убежденность в том, что автор “Чайки” – духовно близкий ей человек и писатель, пронизывает письма Комиссаржевской в первые годы их знакомства.
Чехова связывали с “превосходной артисткой” не только общие воспоминания о работе над “Чайкой”, но и неудовлетворенность современной сценой, стремление к обновлению театра, к соединению его с жизнью. Однако к целям этим шли они разными путями. (Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/letters-to-chehov/letter-..)

Из письма А.П. Чехова – В.Ф.Комиссаржевской

… не написать ли мне для Вас пьесу? Не для театра того или другого, а для Вас. Это было моей давнею мечтою… Ну, да как бог даст. Если бы мне прежнее здоровье, то я и разговаривать не стал бы, а просто сел бы писать пьесу теперь же. С декабря у меня плеврит, можете себе представить, и только завтра я выйду из дому после долгого заключения. (27 января 1903 г. Ялта).

Антона Павловича не стало за два месяца до открытия Верой Федоровной Комиссаржевской «Нового театра»…Вера Федоровна пережила близкого ей по духу драматурга всего на пять с половиной лет.

А. П. ЧЕХОВ и Театр им. В. Ф. Комиссаржевской

В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской (история которого как единого театрального организма начинается с 1942 года), как ни парадоксально, пьесы Чехова почти не ставились. Есть упоминание о постановке 1949 г. «Трех сестер» (реж. Е. Гаккель), и – новое время: постановка «Живого товара» (реж. И.Коняев, 2008) и «Дуэли» (реж. Л.Алимов, 2021).

Премьера спектакля «МОЯ ДОРОГАЯ HÉLÈNE»

15 января, почти сразу после новогодних каникул, мы ждем вас на премьеру нового спектакля «Моя дорогая Hélène» по пьесе А.Чехова «Дядя Ваня». В спектакле заняты, в основном, молодые артисты труппы, чей возраст соответствует возрасту чеховских героев.
В самом названии грядущей постановки Театра им.В.Ф.Комиссаржевской заложен особый взгляд режиссера Романа Габриа на известный сюжет: «Мне хотелось бы взглянуть на пьесу не по-новому, а под другим углом зрения. И свой интерес я сместил непосредственно с дяди Вани на Елену, супругу Александра Серебрякова. Женщина – глубоко интересное создание, ее мир загадочен, и мне очень любопытно исследовать, что происходит внутри и в душе женщины в разные периоды жизни. Это никак не противоречит пьесе: я ничего не менял – ни порядок сцен, ни происходящую фабулу».
Особый фирменный стиль художника Анвара Гумарова как нельзя лучше подходит этой чеховской истории: сценография минималистична, воздушна и наполнена оттенками импрессионизма.
И снова, как сказал чеховский Тригорин, – «на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы»…

АНОНС
В огромный загородный дом, принадлежащий семейству Войницких, приезжает отставной профессор Серебряков с 27-летней женой. Молодая и сексуальная Елена Андреевна очень скоро сводит весь этот дом с ума. Для кого-то он превращается в склеп, кому-то представится бесконечным лабиринтом, наполненным миражами. Обитатели запутанных комнат не спят по ночам, едят не вовремя, пьют, ругаются, плачут. В чем же истинная причина приезда Серебряковых?
В этом вместе с артистами театра им. В. Ф. Комиссаржевской пытается разобраться режиссёр спектакля Роман Габриа и предлагает выступить зрителям чеховской драмы в необычной роли – а именно в роли наблюдателя за «сценами из загородной жизни». Зритель станет свидетелем обычного быта: люди спят, едят, ходят, носят свои пиджаки. А за этим – чеховская тональность жизни «между строк» с модуляцией в зону «отчуждения» и криками в пустоте большого дома.

Режиссер РОМАН ГАБРИА:
«Здесь тихо ходят
Громко молчат
Греются в холоде
Бодрствуют в снах
Здесь поэтичное в обыденном
Сложное в плоском
Жестокое в нежном
И пьяное…

Актуальность пьесы Чехова сегодня, как мне кажется, в смещении угла зрения. Главной героиней спектакля Романа Габриа станет Елена Андреевна Серебрякова. Умная, сложная, современная.
Хочется сделать спектакль молодой, смелый, свежий, телесный, хочется открыть что-то новое в Чехове, не разрушив поэтику прекрасной пьесы.

Нам интересна чувственная энергия дома
Чеховские тайны
Потаённые желания
Сны
Внутренние монологи героев
Их мечты
Фантазии о любви
Поцелуи
Страхи
Темные стороны плоти…»

Творческая биография режиссера Романа Габриа:
В 2005 году закончил актерско-режиссерский курс Г.М. Козлова в Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства (РГИСИ). Заслуженный деятель искусств Южной Осетии. Главный режиссер Театра «Мастерская».
С 2005 по 2007 работал в Европе (Дрезден, Германия) в составе группы Антона Адасинского «Derevo» (специальный приз Эдинбургского фестиваля Fringe, спектакль Ketzal). Сотрудничал с русским инженерным театром AXE (площадка «Антресоль»). В 2007 создал «Визуальный театр»; объектом исследования участников проекта стала современная жизнь (спектакли «Baralgin», «Хроника», «Стереотип 4» и документальный спектакль «Офсайд»). В 2010 году Роман при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (Санкт-Петербург) и продюсера Милены Авимской провел фестиваль современного искусства «Улица.Место.Для всех». В 2013 в независимой театральной компании «Открытое пространство» создал спектакль по поэме Фаины Гримберг «Андрей Иванович возвращается домой»(приз фестивалей «Рождественский парад», «АrtОкраина, лауреат Высшей театральной премии «Золотой Софит» в двух номинациях). В том же 2013 Роман поставил трагедию Шекспира «Гамлет» в Государственном драматическом театре им. К. Хетагурова (Цхинвал, Южная Осетия).
Поставил спектакли в театрах: Тюменский БДТ («Грязнуля», «Пушкин, Моцарт и Сальери» (спец. приз блогеров Петербурга, ГРАНПРИ фестиваля «За Чёрной речкой»), «Господа Головлёвы»); Государственный театр им К.Л. Хетагурова (Южная Осетия, «Гамлет», «КЪОСТА»); Театр «Остров» ( «Блог$ blue$ & бизнес», лауреат премии «Лучший книжный блогер», 2013); Театр «Самарская площадь» (Самара, «Ревизор»); Театр «Приют Комедианта «(«Онегин»); Театр «За Черной речкой» (Слёзы капали»); ТК «Открытое пространство» («Мейерхольд», лонг-лист премии «Золотая Маска», фестиваль «Мастерская», режиссёрское биеннале, Москва, театр Вахтангова); Театр «Мастерская» («Однажды в Эльсиноре. Гамлет», «Любовь и Ленин», «История Билли Миллигана», «Космическая Одиссея майора Пронина», Петруша, сын ли ты мой или нет?» по мотивам романа «Бесы Ф.М Достоевского, «В рыбачьей лодке», саунд-проект «Audio Lodka»). .
Автор пьес: «Любовь и Ленин», «Мейерхольд», «Космическая одиссея майора Пронина», «Коста», «Дягилев. Последние дни», поэмы «В рыбачьей лодке, повести «Сказ о Лидке Разуваевой». Инсценировки: «Господа Головлёвы», «Петруша сын ли ты мой или нет?», «Анна, ты ли это?», «Холден», «Борис Рыжий. Lego».
С 2014 – режиссер театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова, с 2019 – главный режиссер Театра «Мастерская».

«И в музыке, и в доме мужа, во всех романах — везде, одним словом, я была только эпизодическим лицом… Нет мне счастья на этом свете!» — жалуется Елена Андреевна в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня». Устранить эту несправедливость и сделать Елену главной героиней решил режиссер Роман Габриа в новой постановке «Моя дорогая Helene». Премьера состоялась на сцене Театра имени Комиссаржевской 15 января. В другом спектакле — «Онегин. Сны Татьяны» (на площадке «Приюта Комедианта») Габриа тоже осовременивает русскую классику, смещая акценты с главного героя на Татьяну Ларину. Есть там и новый персонаж — Хандра, воплощение тоски Онегина. И в премьерном «Моя дорогая Helene» будет новый загадочный герой — стрелочник, а ещё появятся призраки.

«Сцены из загородной жизни» разворачиваются в усадьбе Серебряковых — единое пространство включает гостиную, где герои общаются, смотрят телевизор и собираются за большим столом, и спальню, в которой параллельно отдыхает профессор с молодой женой. Таким образом зрители могут как бы подглядывать за героями, как это тайком делает дядя Ваня, замерев перед нагой Еленой, принимающей душ. В этой бытовости, обыденности скрывается та сама чеховская тонкая, неуловимая поэтика, которую Габриа бережно сохраняет. Он не меняет текст пьесы и порядок сцен, лишь смотрит под другим углом зрения на происходящее — с позиции женщины, которую окружают сплошь никчемные мужчины. Они притягиваются к ней как пчелы к яркому экзотическому цветку и не приносят счастья ни ей, ни себе.
В сценографии преобладают холодные безжизненные тона — стальной, молочный, черный, пудровый. Временами сцена трансформируется — как в кошмарах человека, страдающего клаустрофобией, пространство сжимается, возникает ощущение тесноты и безысходности. Серебряков жалуется, что он задыхается — как в склепе или лабиринте. Порой герои «проваливаются» в зыбкие сны-миражи — галлюцинации у Астрова, любовные фантазии у Сони, видения у дяди Вани и Серебрякова. Звучит гипнотическая музыка и гулкое эхо, мерцают канделябры, нежно дрожит за спинами героев тот самый русский лес. «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами» — вздыхает дядя Ваня.

Костюмы персонажей вдохновлены прошлым — «обломовский» халат у дяди Вани, платье в пол и чулки у Елены (которые она будет кокетливо стягивать), сюртук Серебрякова, шляпа Астрова. Единственная, кто носит современные наряды — пижаму с Микки Маусом, комбинезон, джинсовую куртку — это Соня (София Большакова). Она трезво смотрит на мир, любит трудиться и не подпадает под разрушительно-праздное влияние Елены. Безответно любящая Астрова, Соня вымещает отчаяние в танцах —