5 сентября уникальный творческий юбилей отмечает народная артистка РФ Тамара Абросимова – 60 лет не просто творческой деятельности – служения одному театру – Театру им.В.Ф.Комиссаржевской. Такую преданность одному театру можно встретить редко…

Сегодня Тамара Михайловна – старожил нашего театра, прослуживший ему самый длительный срок. Но слово «старожил» совсем не подходит этой молодой, красивой, талантливой и интеллигентной актрисе. Ее ум, ее воспитание, умение «держать планку» ленинградского театра, ее отношение к коллегам и зрителям, ее абсолютное погружение в каждую роль, каждую работу заслуживают невероятного уважения и преклонения.

Несмотря на то, что училась Тамара Абросимова в Школе-студии МХАТ, она – эталон ленинградской-петербургской актрисы.

Тамара Абросимова родилась в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). После начала Великой Отечественной войны ее отец, инженер по образованию, попал на Волховский фронт, работал на строительстве Дороги жизни, связавшей блокадный Ленинград со страной. В 1942-1944 гг. Тамара Абросимова с матерью находилась в эвакуации в Вологодской области. После войны семья вернулась в Ленинград. В подростковом возрасте Тамара занималась в студии художественного слова Ленинградского дворца пионеров им. А. А. Жданова (ныне — Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных) под руководством педагога Бориса Музалева. Среднюю школу окончила с серебряной медалью. Тамара Абросимова не сразу выбрала актерскую стезю. В конце 50-х она училась в Ленинградском химико-технологическом институте (ныне — Санкт-Петербургский государственный технологический институт), играла в спектаклях вузовской театральной студии под руководством В. Костенецкого и Е. Аксентьевой. Вместе с ней в постановках участвовал однокурсник Андрей Мягков (в будущем — народный артист РСФСР). После третьего курса она бросила технологический институт и поступила в Школу-студию МХАТ. Окончив ее в 1963 г. (курс педагога В. Монюкова), Тамара Абросимова вернулась в Ленинград и поступила в труппу Театра им.В.Ф.Комиссаржевской.

Масштаб дарования актрисы ярко проявился в период, когда театром руководил легендарный режиссер Рубен Агамирзян. Ее роли в спектаклях «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна), «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа), «Театральная комедия» (Лиза), «Продавец дождя» (Лиззи), «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова), «Принц и нищий» (Елизавета), «Царь Федор Иоаннович» (Ирина), «Пять вечеров» (Тамара) вспоминают до сих пор. В 1980 году Тамара Абросимова  снялась в картине «Я – актриса», где сыграла мать Веры Федоровны Комиссаржевской.

При захватывающей одухотворенности и неисчерпаемой фантазии в выборе художественных средств, для Тамары  Абросимовой характерна сдержанность, скупость жеста, четкая логика. Графическая ясность рисунка ролей актрисы обнаруживает работу скрупулезную и методичную. Амплуа актрисы не вмещается в рамки конкретного определения. Ее героиням свойственны лиризм, мягкий юмор, сдержанность чувств и воля.

До сих пор многие помнят ее удивительную, тонкую и талантливую работу в моноспектакле «…о жизни, смерти и любви»(постановка Т.Насирова), где ажурно сплелись произведения И.Бунина, Н.Лескова, А.Чехова: «Актриса извлекает из прозы «драму человеческой души» и постигает ее пронзительно и отважно, наполняя очень личными обертонами. Но никакого надрыва, мелодраматизма, или – упаси Бог! – патетики. Светлое платье, светлая шляпка, светлый зонтик над головой… (И. Цимбал. «Сентиментальные заметки, или Ностальгия по Петербургу»// журнал «Искусство», №12/2003)

В спектаклях «Страсти по дивану» и «Если бы знать…» она сыграла роли Бабушек. Но какие это разные Бабушки! В спектакле «Если бы знать…»  ее персонаж – это воплощение мудрости, света, терпимости и любви. Тамара Абросимова не играет какую-то возвышенную натуру: ее Бабушка – иронична, порою строга, с лукавым взглядом и нежным сердцем.

В спектакле «Страсти по дивану» все женщины объединены обидой друг на друга, на жизнь. И там ее Бабушка – капризна, нервна, порою – резка и эгоистична.

Используя минимум внешних приспособлений и жестов, актриса умеет выразить эмоции своих героинь тембровым богатством, полувзглядами, полужестами. Великолепная актерская школа, помноженная на талант, мастерство и опыт, позволяет актрисе растворить себя в каждом персонаже, предъявить зрителю себя, как героиню и героиню – как часть себя.

Спектакль «Страсти по дивану» увидели зрители не только нашей страны, но и американцы (гастроли театра в США), о чем свидетельствуют яркие рецензии на постановку.

В спектакле-концерте «Я вернулся в мой город…» актриса читает стихи Ольги Берггольц («Третье письмо на Каму») и «З.Гиппиус («Простят ли чистые герои». Читает каждый раз так, что все – и артисты, и зрители – замирают от подлинного внутреннего огня, от настоящего актерского искусства, способного пронзить, наполнить каждого главным смыслом….

Тамара Абросимова – тонкий и вдумчивый режиссер. В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской до сих пор идет яркий и захватывающий спектакль для детей «Двенадцать месяцев», многие помнят «Маленькую принцессу» в ее постановке, вечер памяти Веры Комиссаржевской, спектакль-концерт, посвященный дню Победы «Это было недавно, это было давно», концерт, посвященный  70-летию  снятия блокады Ленинграда.

Многие годы она являлась профессором Санкт-Петербургской Консерватории и преподавала мастерство будущим режиссерам оперного театра. Тамара Абросимова преподавала в Петербургской Академии театрального искусства, и сегодня рядом с ней на сцене работают ее ученики.

Ее фильмография невелика, но значима. Тамара Михайловна очень строга и избирательна к киноролям. В ее списке киноработ – фильмы «Жизнь Матвея Кожемякина», «Софья Перовская», «Зыковы», «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», «Бал», «Я – актриса», «Шаги императора» и другие.

Народная артистка РСФСР (1988).

Отмечена благодарностью президента РФ (2015) за «За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность» .

Обладательница театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За творческое долголетие и верность театру» (2019).

Сегодня Тамару Абросимову можно увидеть в спектаклях  родного театра: «Если бы знать…», «Я вернулся в мой город…», «Страсти по дивану».