Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской с глубоким прискорбием сообщает, что  17 января 2024 года, на  74-м году жизни, ушел из жизни артист театра им. В.Ф. Комиссаржевской заслуженный артист России  Вонтов Александр Борисович (1950-2024)

Он принадлежал к  когорте того артистического братства, которое можно назвать  «планетой Агамирзяна». С момента окончания  учебы (1977 г.)  Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии по курсу профессора Р. С. Агамирзяна, и до последнего дня верой и правдой служил Театру своего Мастера.

За время работы в театре сыграно около ста разноплановых ролей, и каждая  из них несла частицу личности этого неординарного, бесконечно преданного  своему делу человека. Внешняя сдержанность, аналитический ум  прекрасно сочетались с присущим актеру сценическим юмором.

Почти полвека служения сцене, театру-дому, который  построил  его Учитель,  —  это тот уникальный путь и образ жизни, из которых складывается счастливая артистическая судьба. Безусловно, он был  больше, чем  артист,  он был «Домовым» театра.

Его уход — большая утрата для театра. Светлая память о ярком театральном деятеле и  добром человеке навсегда останется в наших сердцах.

Коллектив  театра  выражает искренние соболезнования родным и близким Александра Борисовича Вонтова.

О дне и  времени  прощания с артистом сообщим дополнительно.

Итак, перечитываешь то, что написано об Александре Борисовиче 5, 10, 15 лет назад и понимаешь – есть особые люди, чья вера и верность, чувство правды и стержень не изменяются с годами. Кто есть основа чего-то большого, незыблемого – в данном случае – Театра.

Александ Вонтов был таким вот стержнем, основой, твердой почвой, из которой произрастали цветы…

«Театр Комиссаржевской для меня все – дом, семья, жизнь. Я очень ценю в актере партнерство, когда смотрят в глаза. Это тоже дар от Бога», – сказал актер в одном из интервью.

В 1977 году Александр Борисович поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии с преимуществом перед большинством и в жизненном, и профессиональном опыте: за плечами были служба в рядах Советской Армии и занятия в театральной студии Университета у замечательного педагога Владимира Петрова. На курсе Рубена Агамирзяна, человека, определившего судьбу актера, он был старостой.

Александр Вонтов  – один из старейших артистов этого театра. Сразу после окончания института (курс Рубена Агамирзяна) он был приглашен в труппу театра и остался здесь навсегда.

Много лет Александр Вонтов совмещал актерскую профессию с должностью помощника художественного руководителя по репертуару, став правой рукой художественного руководителя театра Виктора Новикова.

И театр для него всегда был домом, семьей. Его можно назвать наставником молодых, связывающим прошлое театра с настоящим, его традиций и новаторства. Про Вонтова говорили: это человек, в присутствии которого не происходит конфликтов. Его дисциплинированность и организованность, педантичность и точность нередко спасали спектакли в форсмажорных обстоятельствах и во время гастролей. За внешней строгостью, на самом деле, всегда жила, трепетала его нежная душа. Его, порою, побаивались – он умел был очень жестким – и его любили и любят – за подлинную доброту, за умение защитить, за умение быть справедливым. Покойся с миром, наш дорогой и любимый Александр Борисович!

Из статьи 2020 года:

«Чем же удивителен этот артист?» — спросите вы… А тем, что в одном отдельно взятом человеке уживается столько разного и порой противоположного…. Трезвый ум и нежность; военная дисциплина и юмор; озорство в ролях, педантизм, тщательность и умение мгновенно ввестись в любую роль (вплоть до сумасшедшей старухи в «Мыльных ангелах»); сохранение традиций и желание познавать всё новое; партнерская гибкость, стремление к ансамблевости в спектакле и  — наслаждение одиночеством, самодостаточность; жесткость в профессии и забота об окружающих, сострадание… Александр Борисович — однолюб и любимец женской публики; четкий, немногословный в репетициях и — неутомимый собеседник за дружеским столом. Можно много и подробно перечислять все черты характера этого профессионального, умного актера, ученика Рубена Агамирзяна, в недалеком прошлом — легендарного «держателя труппы», но дело даже не в этом.

Александр Борисович – один из главных столпов нынешнего Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, на котором держится многое: русская актерская школа, ленинградский дух,  традиции комиссаржевцев (от блокадного театра и до наших дней), великолепная техника речи и требование ко всем поколениям артистов труппы правильно и красиво говорить; умение мягко объяснять «новобранцам» этические нормы поведения в театре, непреходящее желание  сохранить театр-дом, профессионализм, добрые отношения и любовь в нем.

В театре за кулисами есть уникальные профессии, о которых многие из обычных зрителей и не подозревают. Есть легендарные завлиты (к числу которых относится ныне художественный руководитель театра Виктор Новиков, работавший в начале творческого пути в литературной части), легендарные завпосты (заведующие постановочной частью), легендарные костюмеры и художники по свету. Александр Борисович был легендарным заведующим труппой, а потом помощником художественного руководителя по труппе. Его слушались беспрекословно, он мог моментально ввести актера на роль или выйти на сцену сам за заболевшего; он умело выстраивал афишу и старался, чтобы спектакли «не застаивались».  Он один из первых ввел компьютерный учет спектаклей и мог в любую секунду назвать количество показов каждой постановки. Он методично вел актерские ролевые карточки — его архив в этом смысле бесценен. Он помогал режиссерам с распределением и умел подсказать, кто из актеров давно не играл, кому надо передохнуть. Его авторитет бесспорен, и для художественного руководителя его слово всегда было весомым.

Его актерская партитура вмещала в себя тысячи тем и мелодий — от инфернальных образов (Волхв, Ангел, Господь Бог, Статуя Командора и пр.), военных  персонажей (Белогвардейский офицер, майор, полковник, генерал-губернатор, командир крейсера и пр.), «маленьких» людей (Скоморох, Обер-кондуктор, Конвоир, Официант, Милиционер, Могильщик, Фисгармонист, Слуга, Кладовщик, Чернец,  возница Вакх пр.) до самых неожиданных (Просперо, Шерлок Холмс, Людоед, Палач, Человек от театра и пр.),

Его герои  (в каком веке, в каком бы измерении они не находились) – всегда понятны, близки сегодняшним людям, узнаваемы на улицах, в соседях по лестничной клетке, коллегах, друзьях и родных. В персонажах Вонтова всегда есть несочетаемое сочетание: они важны, уверенны и, одновременно, в чем-то наивны, искренни, как дети. Так, например, примечателен его Начальник вокзала в спектакле «Безымянная звезда»: его диалог с Крестьянином напоминает детскую игру – здесь и момент значительности, и провокация, и «прощупывание» человека, и радость от общения. Александр Вонтов играет своего героя с искренним детским азартом и взрослой рассудочностью – и из этого сопоставления высекается ирония, комизм, радость узнавания и светлая грусть по простоте.

Мудрый Просперо в шекспировско-морфовской «Буре» — это еще один спектр актерского существования: здесь актер играет фигуру значительную, управляющую стихиями. В его герое – и ощущение мощной силы, желание повелевать, и детское желание «играть-дружить», и острое желание справедливости… С этой ролью комически рифмуется его Январь в красивом спектакле для детей – сказке «Двенадцать месяцев». Все здесь играет «на образ»: и великолепная фактура актера, и низкий сильный голос, и стать, и ощущение властности…

Последние его роли заставили говорить об актере особо:  здесь возникло то подлинное и высокое обобщение, человеческая простая мудрость, о которой можно писать философские статьи и эссе:

Почти бессловесный Вакх в спектакле «Доктор Живаго» в один миг превращается из замусоленного старичка-возницы в «черное лесное страшилище, до бровей заросшего бородой» и везущее из Торфяного семью Живаго… По легенде, «этот Вакх в молодости был кузнецом. Ему в драке отбили внутренности. Он сделал себе другие из железа».  Реальный Вакх – возница, везущий доктора с семейством в Варыкино – оказывается вполне безобидным стариком, хоть и дремучего обличья. Двоящийся, то фольклорный, то вполне плотский Вакх Вонтова в спектакле — фигура загадочная и требующая работу ума: «Вакх — словно тень Диониса Загрея, который принимает души, прибывшие в Аид, и помогает им». Вакх Вонтова не дает разгадок: его герой, как двуликий Янус, поворачивается к нам то одной, то другой стороной…

Из интервью разных лет его коллег, друзей, однокурсников:

Художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России ВИКТОР НОВИКОВ:
Я впервые увидел Сашу Вонтова в кабинете Агамирзяна (сейчас это информационный отдел), где происходил разговор Петрова Владимира Викторовича и Рубена Сергеевича о приеме этого актера в труппу. Разговор был длинным, и Петров отмечал, помимо художественных, хорошие человеческие качества А.Вонтова. Действительно, он быстро занял серьезное положение в театре. Театр в то время много ездил по гастролям, и люди «проявлялись» очень быстро. Было важно – как ты себя покажешь, как к тебе отнесутся, потому что два месяца существовать в гостиницах, переездах, вести цыганский образ жизни – это не каждый мог выдержать. И было видно, как к нему (особенно девочки) отнеслись. Для ребят он был, безусловно, лидером и серьезным товарищем. Когда в 1991 году не стало Рубена Сергеевича и коллектив избрал меня художественным руководителем, то я понял, что очень серьезным помощником для меня сможет стать Саша Вонтов. Мы с ним поговорили, какие-то вещи обсудили, и он стал зав. режиссерским управлением, что, по сути, означало помощник художественного руководителя. Думаю, что я тогда не ошибся, потому что решение многих вопросов Саша взял на себя – он очень аккуратный, исполнительный человек. Кто-то его любит, кто-то — не любит – и это нормально, ведь к каждому человеку все относятся по-разному. Есть определенные законы в театре – нравственные, этические, — которые нельзя нарушать. Человек, который нарушает эти законы (во всяком случае, в нашем театре) долго продержаться здесь не может. Сашу можно назвать «домовым» театра. Таких людей в театре несколько. Люди могут с годами меняться, но, если говорить о Саше, он не давал повода усомниться в нем. Иногда он может взять на себя чуть больше, чем надо, но я отношусь к этому спокойно, потому что он это делает не для себя, своего благополучия, а для дела, или так ему кажется. Иногда он что-то скрывает от меня, и когда я узнаю, он говорит, что смог решить всё сам, и бывает, порою, прав, потому что мне в этом случае надо предпринимать не очень популярные меры. Правда, тогда он лишает меня возможности устроить кому-то «разнос», покричать, пошуметь, а с другой стороны, — берет на себя ответственность принятия важного решения.
Есть у него еще одно потрясающее качество, свойственное больше балетным актерам, которые готовы «влететь» в любой спектакль и сразу, с одной репетиции, станцевать – это очень ценно. Они почти никогда не становятся звездами, потому что, спасая ситуацию, подставляют себя, своё имя и свой талант. Саша – один из таких уникальных людей, которые готовы в силу необходимости «спасти» спектакль. Он это делает мгновенно, без разговоров, потому что все спектакли знает, умеет мгновенно подключиться. Иногда эти роли за ним не остаются, потому что у него их и так немало, и он уже может сам уставать от этого. Тем не менее, его желание играть — огромно — в отличие от многих молодых людей, которые сегодня приходят в театр и уже устают играть несколько спектаклей, ищут себе второй состав, пытаются сократить количество спектаклей с их участием, для которых кино стоит на первом месте, а театр – на втором… Человек распоряжается своей судьбой сам, и за него никто не несет ответственность. Но, нарушая определенные законы, он выходит «за штат». А Саша всегда бросается на амбразуру и готов спасти ситуацию. Иногда, когда я не могу отправиться в какую-нибудь поездку, я доверяю ему полностью и уверен, что всё будет в порядке.
Если говорить о ролях, — то из множеств сыгранного хочется отметить роль Вернера в спектакле «Утоли моя печали…», Алекса в спектакле «Недалеко от Бога». Он по-настоящему высокопрофессиональный артист, иначе не вызывал бы к себе столько уважения и привязанности.

Заслуженный артист России АЛЕКСАНДР БОЛЬШАКОВ:
Александр Вонтов — замечательный партнер, прекрасный. Мы работаем с ним в «Буре» и «Безымянной звезде». Я не берусь оценивать профессиональные качества артистов, потому что сам артист. Я говорю про человеческое. И очень ценю в нем оптимизм, готовность к импровизации в строго определенных рамках спектакля, позитив – он очень позитивный человек на сцене. А еще – от него исходит доброта.

Заслуженные артисты России ЕВГЕНИЯ ИГУМНОВА и МАРГАРИТА БЫЧКОВА:
Евгения:
Во время гастролей в Македонии я увидела Сашу в новом свете: оказалось, он — изумительный партнер не только на сцене, он может быть прекрасным партнером в жизни. Я впервые позавидовала его женщинам, потому что он очень нежен, галантен с каждой, он просто настоящий мужчина. Кто-то наверняка помнит спектакль с его участием «Недалеко от Бога». Посмотрев его, моя тётя, партийный работник, сказала: «Это мужчина мечты!»… Мы давно присмотрелись друг к другу и уже многого не замечаем, а в Саше очень много прекрасного, мужского, которое он может реализовать и реализует на сцене. И зрительницы это чувствуют.
Маргарита: Но есть и другой Вонтов. Стоит его герою из сказки «Двенадцать месяцев» бросить в зал испепеляющий взгляд, и все мамы вжимаются в кресло, да и мы все начинаем вжиматься в кулисы, в пол, в диваны и понимать, что он – суровый помощник художественного руководителя. У Александра Борисовича — очень сильный стрежень лидера.
Евгения: При этом он — нежный муж, нежный отец и нежный дедушка. И когда он выходит из образа этого самого лидера, то преображается в невероятно прекрасного мужчину…
Маргарита: В сказке «Огниво» есть интересные персонажи — собаки, которые сторожат всё: честь, совесть, золото некоего мира – в нашем случае это называется Театр. Вот Александр Борисович такой страж – преданный, верный и очень умный. Он — абсолютная принадлежность театра: Театр Комиссаржевской – Вонтов, Вонтов – Театр Комиссаржевской. А если говорить о постановках и открытиях, то неожиданным для меня стал спектакль «Недалеко от Бога». Неожиданный и для него, и для зрителя, и для партнеров, потому что там он был удивительно нежным, искренним, настоящим – и сложилось всё: профессия, его служение театру, любовь…

Артист театра им.В.Ф.Комиссаржевской РОДИОН ПРИХОДЬКО:
Еще из детства помню передачу, в которой Александр Борисович был Шерлоком Холмсом, а доктора Ватсона играл Роман Романович Литвинов. И я верил, что Холмс может быть таким (несмотря на то, что Василий Ливанов до того момента был единственным Холмсом на всю страну) – зализанные волосы, трубка, голос, походка. Это была моя первая встреча с ним. На сцене я увидел его в пьесе Михаила Булгакова «Адам и Ева» в роли одного из секретных сотрудников. Он выходил – такой загадочный, в шляпе – и это было абсолютное попадание. А какой замечательный шарж на подвыпившего таксиста он создал в «Последнем герое»! Как партнер, он легко подхватывает какие-то придумки, живо реагирует на неожиданности и импровизацию. Его организаторские способности мы оценили на выпуске шекспировской «Бури». Как тяжело давался выпуск этого спектакля! Именно Александр Борисович мобилизовал всех — и работников цехов, и актеров – чтобы быстро и без потерь сыграть премьеру. Когда-то ему даже предлагали быть директором, но он отказался, так как всегда хотел быть артистом. Это о многом говорит: значит, человек себя так видит, чувствует, ему это нужно. И в то же время он человек системный, систематический: когда-то он служил возле Кремля во внутренних войсках. Военная закалка, организованность остались в нем до сих пор. Он очень любит оружие, может всё починить, организовать, когда ему что-то вменяют в обязанность или он сам чувствует необходимость за что-то взять ответственность. В силу своей должности он на себя взял роль очень нужную в театре, но довольно неблагодарную-воспитательную: может отчитать артиста за опоздания, одёргивать молодых, учить их традициям, которые здесь, несомненно, существуют. Потом он, чья творческая жизнь связана полностью с этим театром — кладезь всяких театральных баек, фольклора, а любой театр без этого не живет. Хохмы, судьбы… — он многое помнит, многое знает.
Помню, к нам на курс пришел Рубен Сергеевич Агамирзян (мы были его последним курсом) и обрисовал не очень оптимистичные перспективы, которые приоткрыли его подход, жизненный взгляд: «с вашего курса я возьму в труппу человек пять, дай Бог, половина останется в профессии, кто-то будет просто нужным театру человеком, а может быть, кто-то один станет известным…».. Именно Александр Борисович в свое время и стал тем редким человеком, который по-настоящему нужен театру, одним из тех артистов, на ком театр держится. У него вся жизнь связана с нашим театром. У него здесь — своя гримерка, которую они оборудовали с уже ушедшим из жизни Леонидом Александровичем Ниценко. И очень трогательно, что он оставил там нетронутым стол своего товарища, его портрет…
У Александра Борисовича — завораживающий тембр голоса, которым перед каждым спектаклем театр оповещает зрителей о необходимости отключить мобильные телефоны и желает приятного вечера. Еще Александр Борисович записывает аудиокниги. Одна из последних – роман лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука «Снег». В канун 65-летия я желаю ему крепкого армейского здоровья, любви и понимания близких.
И еще — как партнер — вот уже 20 лет вижу, как актер наполняется временем, мудростью и желаю ему как можно дольше ощущать всю прекрасность процесса, потому это очень красиво.

Народный артист России ГЕОРГИЙ КОРОЛЬЧУК
Хорошо, что в нашем театре есть АБВ. Как всем известно, каждый театр в данный момент своей истории, в период крепкого своего стояния, имеет уникальную жесткую духовно-нравственно-экономическую конструкцию. Опорная часть ее состоит из нескольких незаурядных личностей, способных выдерживать бурные внешние и внутренние натиски. Александр Борисович Вонтов – подобная личность. Когда ходишь с таким человеком в товарищах, то в тени мелких обыденных дел, производственных разговоров, в радости сценического партнерства, праздничных всплесков, не замечаешь масштабности скрупулёзно и непрерывно совершаемых им дел. Александр Борисович – из фигур незаменимых в театре, один из его нервных центров. Александр — несменяемый помощник художественного руководителя, точный колоритный актер, верный придирчивый партнер на сцене. Саша — неутомимый собеседник за дружеским столом. Шура — нежнейший отец и дед. Нам повезло, что в нашем театре есть Александр Борисович Вонтов.

С.Володина. Хорошо, что в нашем театре есть АБВ…/Интервью с коллегами, актерами Театра им.В.Ф.Комиссаржевской об Александре Вонтове// Санкт-Петербургский курьер, 3-9 декабря 2015