9 октября спектакль «СТРАСТИ  ПО ДИВАНУ» режиссер и актрисы посвятили автору пьесы МАЙЕ ТУЛЬЧИНСКОЙ, безвременно ушедшей из жизни 14 июля 2023 г.

 ТУЛЬЧИНСКАЯ  МАЙЯ  ЭММАНУИЛОВНА  (07.05.1959 — 14.07.2023)

14 июля 2023 года ушла из жизни Майя Тульчинская – режиссер, драматург, писатель, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

Майя Эммануиловна родилась в Днепродзержинске, в 1981 г. закончила ЛГИК им. Крупской (сегодня – СПбГИК ) по специальности “Режиссура массовых представлений”,

а в 1992г. — ЛГИТМИК им. Черкасова (сегодня — РГИСИ) по специальности “Режиссура драматического театра”.

Работала на ленинградском телевидении в качестве режиссера,  автора программ.

Публиковалась в журналах «Нева», «Современная драматургия», «Новый Свет», «Балтийские сезоны». В 2009 г. пьеса «Страсти по дивану» вошла в лонг-лист всероссийского конкурса «Действующие лица» и получила премию Министерства культуры Российской Федерации.

В 2016 г. в издательстве ИТРК под псевдонимом А. В. ТОР вышла книга «Оттуда Туда. Роман в картинках».

В 2021 г. на «Радио России» состоялась премьера пьесы «Маленькая пьеса для Актрисы, телефона, пылесоса и кактуса».

 Е. Алексеева. Игры для актеров и зрителей// «Современная драматургия», № 2, 2010

Первой пьесе петербурженки Майи Тульчинской повезло: ее сразу же опубликовали два толстых журнала — в Питере («Балтийские сезоны») и Москве — и в течение одного сезона поставили в нескольких театрах России. «Страсти по дивану» приглянулись художественному руководителю санкт-петербургского Академического театра им. В. Ф. Комиссаржевской Виктору Новикову. Известный в театральной среде знаток современной драматургии (и бывший завлит), он открыл не одно имя. В данном случае решающим аргументом в пользу включения пьесы в репертуар оказался, надо полагать, ее «женский» формат. Однако внешних примет «нужной» пьесы было бы недостаточно, чтобы камерная история жизни одной семьи понравилась и исполнительницам ролей (среди которых ведущая партия у Тамары Абросимовой), и публике. Бабушка, мать, дочь, внучка — каждая проживает свою жизнь, не желая повторять (и все-таки повторяющая) предыдущую. У каждой свое представление о счастье, свои жизненные принципы и бытовые привычки. Однако в какой-то момент в интонации и лексику дочери вкрадываются материнские нотки, и страстная потребность жить по-своему уступает место предательской тяге к обществу старого фамильного многоуважаемого дивана…

В структуре этой пьесы содержится загадка, требующая творческих усилий от режиссера. Действие второй пьесы Тульчинской, названной «Пазл», тоже строится так, что без режиссерской изобретательности не обойтись. То ли «театр в театре», то ли жизнь, постоянно вторгающаяся на сцену… Одно несомненно: театр засел у автора в печенках и не дает ему покоя — как форма творчества и способ аномального существования.

Рано или поздно каждому драматургу, отравленному запахом кулис, хочется поделиться впечатлениями. Но не у каждого получается. Кого-то захлестывает жажда поквитаться с теми, кто недопонял, исказил, изувечил его любимое детище. Кто-то увлекается живописанием богемных радостей. Майя Тульчинская познает театр через театральность. Ей нравится держать в руках ключик от действия, зажать в кулаке и лукаво вопрошать: «В какой руке?» А режиссер (и зритель) пусть гадает: кто сейчас говорит — актер или персонаж? Без этой маленькой хитрости ее пьеса была бы простым подглядыванием с галерки в темный театральный зал. А так — настоящий пазл. Целое прихотливо разрезано на фрагменты, кусочки смешаны-перепутаны. Собрать все сразу, с ходу, едва ли удастся; тем интереснее идти путем проб и ошибок, примеривать, прилаживать, начинать все сначала. Обнаруживая свое знание изнанки театра, автор не спешит с выводами. Игра есть игра. И результат ее непредсказуем.

 «СТРАСТИ ПО ДИВАНУ» В ТЕАТРЕ ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ

Пьеса «Страсти по дивану» впервые была поставлена в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской (премьера состоялась 22 мая 2010 г.). Театр открыл городу и России нового драматурга – Майю Тульчинскую (это ее первая пьеса).

Режиссер спектакля – народный артист России Георгий Корольчук, художник – Валентин Светозарев (Македония), музыкальное оформление з.р.культуры России Владлена Неплоха. В ролях – народная артистка России Тамара Абросимова, заслуженные артисты России Валентина Панина и Нелли Попова, артистка Александра Сыдорук.

Пьеса «Страсти по дивану» – посвящение любви. Четыре женщины, взрослея, старея – невольно повторяют друг друга. Вечная история матери и дочери – со взаимными обидами, претензиями, эгоизмом – повторяется из поколение в поколение. И никто не хочет стать чуть добрее, чуть терпимее, чуть мудрее…

Необычная композиция пьесы, напоминающая музыкальную форму «рондо», не дает осознать сразу, что все четыре героини – члены одной семьи, и то, что большая часть пьесы – это воспоминания о том, чего уже нет и о тех, кого уже нет. Героини, легко узнаваемые, находящиеся практически в одном пространстве, переживают смену эпох и  кризисы, их быт и сознание меняется вместе со временем. Неизменно только то, что они любят друг друга и не пытаются это понять…

Спектакль стал участником фестиваля «Встречи в Одессе» в рамках международного фестиваля «Встречи друзей» (Украина, Одесса, 2012),  в 2013 г. гастролировал в Америке (Нью-Йорке, Нью-Джерси, Бостоне, Чикаго, Филадельфии, Вашингтоне Д.С., Пало-Альто, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сан-Диего), Израиле (Хайфа, Реховот, Ашдод, 2017)

Позже пьеса была поставлена во Владимире (театр «Антимиры», 2010), Донецке (областной академический театр, 2011), Мариуполе, Ладейном поле, Ижевске и других городах.

УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ:

 Режиссер – народный артист России ГЕОРГИЙ КОРОЛЬЧУК:

Не каждый спектакль вынашивается с удовольствием, а этот вынашивался с удовольствием, потому что мы общались, разговаривали о судьбах человеческих, и это было очень интересно. Мы вместе этим занимались – придумывали судьбы – и каждая из них может рассказать о судьбе своей героини. Мы все родные люди, и поэтому понимаем друг друга. В этом-то вся была радость – там было пребывание вместе – из чего получился спектакль. Когда поднимается тема отношений женщин друг с другом – она настолько объемная, что когда начинаешь в нее входить, то хочется еще и еще об этом думать…

Любить легко – сложно выбираться из того, что мы натворили. Полюбить, значит уступить себя – а вот этого-то как раз «я не хочу». А хочу я иметь над тобой власть, взнуздать тебя, но вначале мне нужно поймать момент, когда ты перестанешь быть собой, перестанешь себя контролировать, то есть тебя разнуздать. Это не я сказал – «разнуздать, чтобы взнуздать».  Святые говорят: «За унижением ближнего следует иссекновение любви…

Я всю жизнь рос среди женщин, так получилось, общался с ними и очень их полюбил. Я этих женщин знаю очень много – которые в этой пьесе. Эти женщины чудные совершенно, очаровательные создания, существа совершенно необыкновенные – и те, которые деловые, и те, которые просто  несчастные от бессилия — эти одинокие создания, которые себе врут, что они очень счастливы. Это не бывает просто так. Не бывает просто так – одинокие люди, брошенные люди, не бывает просто так люди, которые хотят жить без другого человека. Это очень важно для меня – именно с точки зрения женщин, которых я так много встречал на своем пути. Женщин, которые требовали любви, хотели любви, достойны были любви, и не имели ее в силу причин, о которых мы в этой пьесе не говорим…

Заслуженная артистка России ВАЛЕНТИНА ПАНИНА: 

Когда я была молодой актрисой и меня спрашивали, мечтаю ли я сыграть образ своей современницы, я говорила – нет, потому что эти наши сегодняшние страсти мне казались не так интересны. И вот наступило время, когда у меня возник интерес к женщине, которая живет сейчас, здесь, рядом со мною – к моей современнице. Я поняла, что это такая бездна материала! Когда мы начали работать, было и отрицание, и неприятие: в этой пьесе отношения матери и дочери совсем не такие, как у меня с моей дочерью. В этих отношениях нельзя командовать — нужно понять и поддержать, и мне кажется, я сумела избежать в жизни то, что есть в пьесе — любовь-муку.

В этой пьесе есть символ, связывающий все поколения женщин – старый диван. В нашей семье такого символа нет, но я до сих пор храню у себя папино письмо к маме: «Наночка, пошел в магазин, не волнуйся», и мама ему отвечала: «Витенька, мой родной …». Уже в моем возрасте они писали друг другу такие записочки…

Заслуженная артистка России НЕЛЛИ ПОПОВА:

Жизнь летит стремительно: не успеешь оглянуться,  а у тебя уже подрос сын или дочка, и вот они уже хамят тем, кто их вырастил… Мы, женщины, все время идем по кругу и повторяем друг друга. Приходит возраст, и ты сама не замечаешь, как становишься своей мамой и ничего не можешь с этим поделать, потому что это сильнее нас. Моя героиня из женщины среднего возраста становится старухой: она уже многое вынесла, что-то себе запретила, на чем-то поставила крест, у нее вставные зубы и седые волосы, она живет с возом проблем и забыла, что такое улыбаться, как и большинство российских женщин. На наших женщин всю жизнь давит груз бытовых и социальных проблем, все время думаешь, как отдать долги и кредиты, в чем-то себе отказываешь, на чем-то экономишь. И если утром посмотришь в метро, то увидишь, что все российские бабы  — на одно лицо. Может быть, хотя бы у кого-то, посмотревшего наш спектакль, что-то екнет внутри, он вспомнит про свою маму и подумает: «Зачем же я ей это сказал, дай-ка позвоню…»

Актриса АЛЕКСАНДРА СЫДОРУК: 

Поначалу репетировать было очень тяжело – я воспитывалась по-другому. Хотя, наверное, знала, что бывают подобные взаимоотношения, такие ситуации у матери и дочери. Но дети иногда бывают гораздо умнее своих родителей.  В этом спектакле со мною работают удивительные люди, и я всех их люблю и уважаю, но иногда кажется:  если бы в этом спектакле со мною работал какой-то неприятный человек – было бы легче сыграть те ситуации,  те отрицательные эмоции,  которые заложены в пьесе. Это же родные люди! – почему они так мучают друг друга? Может быть, дело в эгоизме, нежелании что-то поменять в своей жизни. Именно в своей, потому что изменения происходят сначала внутри себя.

Ж.Зарецкая. Сердца четырех/ Вечерний Петербург, 14 мая 2010

«На Малой сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской  — спектакль «Страсти по дивану» по пьесе драматурга-дебютанта Майи Тульчинской. Ее сюжет — из тех, которых так не хватает современному театру: история четырех женщин одной семьи.

В «Страстях по дивану» право голоса реализуют четыре поколения женщин: современное юное создание в исполнении Александры Сыдорук, ее несчастная одинокая мать — Нелли Попова, мать матери, такая же одинокая и несчастная, — Валентина Панина. И наконец, мать, бабушка, прабабушка, самая старшая в роду героиня Тамары Абросимовой, чью нелегкую женскую долю, как эстафету, протестуя и рыдая, но не в силах сбросить с плеч тяжелую ношу, волокут все ее наследницы по прямой. В пьесе есть нежность, любовь, слезы, бунт, отчаяние и надежда и нет ни одного мужчины. Впрочем, какой-то один возникает в воспоминаниях — как существо, которое не умело мыть окна, постоянно оставляя на них разводы…»

…в названии закодирован некоторый сюрреализм — ведь фактически оно означает, что рассказ ведется от лица предмета мебели, впитавшего в себя слезы и судьбы тех, кто его эксплуатировал» (

ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ

Валентина от 8 июля 2022

ticketland.ru/teatry/adt-im-vf-komissarzhevskoy/strasti-po-divanu/

Прекрасная игра актеров!!! Благодарю! Немного не в тему попала))) по названию решила, что посмотрю что — то веселое…грустно было при просмотре…вечное выяснение отношений…не жалею, что посмотрела, но — с другой стороны — не хотелось бы смотреть такие спектакли. Это мое личное мнение. Оно может не совпадать с мнением других.

 Леонид от 14 апреля 2014

bileter.ru/afisha/show/spektakl_strasti_po_divanu_teatr_imvkomissarjevskoy.html

Великолепный спектакль с блистательными актрисами. Прекрасное зрелище для думающих людей. Давно не видел подобного. Спасибо!

Ольга Чипкус от 14 декабря 2011

afisha.ru/performance/80730/

Замечательный спектакль! Психологичный, но простой и всем понятный, близкий тем, кто сталкивался с трудностями в отношениях с родителями или детьми, то есть каждому! Спектакль прочно «держит» внимание зрителя, в нем органично сочетается юмор и трагедия, в зале — то смех, то всхлипывания… Думаю, равнодушным не ушел никто!

Елена от 29 сентября 2010

bileter.ru/afisha/show/spektakl_strasti_po_divanu_teatr_imvkomissarjevskoy.html

Спектакль понравился. Об отношениях в семье. между матерями и дочерьми. Когда слушали монологи и диалоги героинь, то временами казалось, что сами находились на сцене или из дома не уходили. Конечно, можно сказать, что в театр идут за другим, а семейных сцен и так хватает, но со стороны это было интересно и, надеюсь, полезно. По крайней мере не остается сомнений и вопросов, почему в некоторых семьях все женщины из поколения в поколение несчастливы одинаково. Дочке понравился монолог насчет пола, который вначале. Я грустно усмехалась под монолог про «черный день». Когда пересказывала приятельницам, то даже те, кто живет отдельно от матерей, понимающе улыбались. Конец не то чтобы хороший, но надежда остается, что удастся наконец прервать эту цепочку.. Все актрисы играли великолепно.