Театр им.В.Ф.Комиссаржевской
21, 22 и 23 января 2021 г. – премьера спектакля «ДУЭЛЬ» по повести А.П.Чехова

Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова
Художник — постановщик Анвар Гумаров
Художник по костюмам Марина Агапова
Художник по свету Тарас Михалевский
Педагог по вокалу Анна Чернова
Хореограф Римма Саркисян
Звуковое оформление Елены Лосевой
Художник по гриму Анна — София Китаева

Продолжительность спектакля – 2 ч.40 мин. с антрактом
В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук; заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Владимир Богданов, Александр Большаков, Александр Вонтов; артисты Кристина Кузьмина, Елизавета Фалилеева, Игорь Андреев, Александр Анисимов, Иван Васильев, Александр Ганелин, Владимир Крылов, Александр Макин, а также студенты СПбГИКиТ Василий Гетманов, Вадим Лунгу, Алексей Бондаренко
Первое упоминание о замысле, очень напоминающем сюжет «Дуэли», находится еще в письме Чехова 1888 г. Через несколько месяцев после поездки по Кавказу, в ноябре 1888 г., Чехов писал А. С. Суворину: «Ах, какой я начал рассказ! <…> Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллетристическую. Порядочный человек увёз от порядочного человека жену и пишет об этом своё мнение; живет с ней — мнение; расходится — опять мнение. Мельком говорю о театре, о предрассудочности „несходства убеждений“, о Военно-Грузинской дороге, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке».
Но основательно приступить к написанию повести Чехов смог лишь в конце 1890 г., сразу же по возвращении в Москву с острова Сахалин. И эта историческая деталь очень важна, так как поездка на Сахалин разделила творчество и жизнь Чехова на две части. Эта поездка стала гражданским подвигом великого человека, имеющего больные легкие. Основной задачей, которую себе поставил Чехов, стала масштабная перепись населения. Благодаря этому Антон Павлович смог посетить все тюремные камеры и лично поговорить с каждым каторжным. Изучал он и местных чиновников, а также состояние больниц, виды принудительного труда и наказаний.
В 1891-м писатель создал два текста— «Остров Сахалин» и «Дуэль».
Режиссер Леонид Алимов:
И с этого момента, мне так кажется, начинается «новый» Чехов – за 13 лет до смерти. Здесь начинается Чехов «Чайки», «Вишневого сада», рассказов «Архиерей», «Невеста», «Черный монах», «Палата №6» — это Чехов абсолютных полутонов, нюансов, слов между словами и мыслей между слов. Здесь уже часто говорится одно, подразумевается другое, думается третье. И это новый, совершенно переродившийся после поездки по стране и миру Чехов-писатель, человек и гражданин.
В итоге получилась, на мой взгляд, важнейшая книга о переломном моменте в развитии и нашей страны, и Европы, и мира в целом, потому что мы – Россия- всегда были и частью и мира, и уж точно – Европы. И процессы, происходящие там, так или иначе затрагивали и нас. Так о чём же «Дуэль», помимо «ста пудов любви», как это всегда бывает у Чехова? Она прежде всего о зарождении новых общественных идеологий, которые очень быстро завоевали думающие головы и Европы, и России. И мир очень быстро будет разделен именно на те идеологические страты, которые так чутко уловил и блестяще описал А.П.Чехов.
В «ДУЭЛИ» Лаевский и фон Корен как раз и представляют две таких идеологии: идеология практически фашиствующего, жестокого индивидуалиста Николая фон Корена – недаром зоолога, и Ивана Лаевского — недаром филолога: абсолютно рефлексирующего, слабого и проповедующего сам не зная того идеологию, так называемого, меньшинства, идеологию-непротивления зла насилию… Но! И со мной согласны, к счастью, и мои коллеги, мои товарищи-актеры, — прежде всего мы делаем историю о дьяконе Победове, про которого меньше всего можно подумать, что он – главный герой повествования. И это очень важный момент: наш не религиозно направленный, а художественно-нравственный поворот и выбор! Мне видится, что эта история о Вере с большой буквы, такой, как ее представляет себе Чехов. Вере – как чудо. Русском чуде. И я опять-таки я глубоко убежден, что недаром он написал эту вещь, возвратясь из ада – с Сахалина – забытой богом территории, куда ссылались самые опасные преступники и жили отрезанные от Империи и какой-либо большой земли люди. Впрочем, для того чтобы убедиться, что жить в России уже само по себе чудо, совсем не обязательно добираться до Сахалина – можно отъехать от Санкт-Петербурга или Москвы на 25-30 км… Или посмотреть какой-нибудь ютуб-канал о жизни провинциальной, «корневой» России…
Когда у дьякона спрашивают, хорошо ли он образован по богословской части, он искренне отвечает: «да не очень…». И он здесь не врет. Вера не в знании. Вера – в большом и добром сердце. Он, может быть, и не очень прилежный студент, и многого не прочел, не записал, не понял, но вот то, что убивать нельзя, к примеру, он просто знает и все. Вернее, верует в это. И только лишь эта безусловная и ничем непоколебимая вера юного дьяка спасает очень многих участников истории. Дьякон- Ангел. Спрятанный у Чехова под рясу вечно голодного, нелепого, смешного ловящего каждую свободную минуту рыбок в море священника».
Конечно, спектаклю «Дуэль» вряд ли удастся избежать сравнений с фильмом И.Хейфеца «Плохим хорошим человеком», с актерской «Дуэлью» Олега Даля и Владимира Высоцкого. Но существует и живая связь между фильмом и спектаклем – актер Георгий Корольчук, сыгравший в фильме дьякона, будет занят в новом спектакле.
«Дуэль» — мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. В этом нескончаемом поединке всех со всеми и каждого с собой далеко не сразу открываются глубинные смыслы спектакля. Любовная ли это история, или про мужскую дружбу, которая не сложилась, — решать придется каждому.