3 ноября Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представляет спектакль «Безымянная звезда» в честь 30-летия Мастерской заслуженного деятеля искусств России, театрального режиссёра, педагога, профессора , заведующего кафедрой актёрского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства (сегодня РГИСИ), председателя совета театральных педагогов Союза театральных деятелей России – Вениамина Фильштинского.

Вениамин Михайлович поставил спектакль «Безымянная звезда» в 2004 году, и вот уже 15 лет спектакль пользуется неизменным успехом у публики. В чем секрет такого успеха? В том, что в спектакле соединились великолепная режиссура мастера, удивительная сценография заслуженного художника России Владимира Фирера, прекрасные актерские работы, а главное – тема: история романтической любви, стремление к вечно прекрасному и недостижимому. Но ни одна звезда никогда неотклоняется от своего пути…

В. Фильштинский: «В центре спектакля – деловой человек, Григ, гражданский муж Моны, Безымянной звезды. А рядом с ним – два романтика, главных героя. Хотя, возможно, определение «романтик» здесь звучит грубовато. Правильно Пушкин сказал: «Хоть романтизма тут нимало не вижу я – да что нам в нем?» Дело не в романтизме, а в том, что идет поиск духовных основ, духовности как способа жизни. Учитель вычислил звезду, и Мона тоже увлеклась возможностью смотреть на звезды, думать о них, размышлять о каких-то нематериальных вещах. Но в финале деловой человек победил. Потому что такова реальность. И героиня возвращается к реальности. Это и есть главная проблема – почему Мона вернулась к Григу. Это эпицентр наших поисков и дискуссий с актерами.

«Безымянная звезда» производит впечатление комедии… Эта пьеса и смешит, и волнует безумно. Но нам необходимо установить точное соотношение найденной трактовки с индивидуальностью актеров. Это самое сложное. К тому же в искусстве вообще нельзя быть специалистом. Каждый раз все происходит заново» (Деловой Петербург, июнь 2004)

Отзывы зрителей

 В жизни каждого человека должно быть «звездное» чувство. Другое дело — что у этой любви не могло быть продолжения. Могу добавить, что Григу они должны сказать спасибо, за то, что разрушил их чувство в самом расцвете романтики, и у них останутся грустные, но светлые и красивые воспоминания. Иначе они все равно бы расстались со временем, но уже не так красиво. И воспоминания оказались бы сильно подпорченными.

Мне кажется, что они могли бы быть вместе, правда… но это уже был бы не тот учитель и не та «звезда». Вообще человек может получить все, что он захочет, просто иногда для этого необходимо полностью изменить себя (а как это тяжело). А вообще мне очень нравится Григ. Удивляюсь Большакову, который может играть в принципе достаточно циничного человека, при этом персонаж получается потрясающе обаятельным.

Смотрела этот спектакль много раз, очень его люблю! Очень светлый…После него всегда выходишь с верой в чудеса, с верой в сказку, и просто с хорошим настроением! Спектакль  меняется каждый раз. После нового года он стал еще чудеснее… И спасибо актером за глаза: когда они живые — это здорово!

Сегодня была на спектакле » Безымянная звезда» первый раз. Я просто в невероятном восторге. Такой трогательный, чистый, светлый, ну просто волшебный спектакль. Он пролетает, как одна минута.

Действительно, такая хорошая, милая, добрая сказка. Я верю в такие сказки, они и правда есть. Главное — всегда верить и думать о хорошем, потому что мысли материальны. Ведь и Марин открыл звезду, открыл для себя Мону… После спектаклей этого театра у меня на сердце всегда так светло, так радостно!

Все же хочется верить в сказки со счастливым концом.. «Безымянная звезда», на мой взгляд, грустная сказка, удивительно похожая на правду. Но, несмотря на это, спектакль оставляет в душе светлые и положительные эмоции, может быть, с легким налетом печали. Нечто подобное совсем недавно происходило у моих знакомых, с той лишь разницей, что история длилась несколько дольше. А мне представлялись сцены из «Безымянной звезды»…

Да, эта сказка очень похожа на правду, вот сегодня даже вернулась домой после спектакля и все размышляла на эту тему. Действительно, в жизни, скорей всего, так происходит постоянно, чаще, чем наоборот, но вот что странно: именно от постановки действительно остается такая грусть, но светлая грусть, наполненная теплом, чистотой. Это прекрасно. И это важно.

Вы не пробовали пофантазировать, что было бы, если бы Мирою и Мона остались вместе? Если бы Григ не вернул их вовремя на землю? Скорее всего, тоже бы расстались (уж очень они разные люди) но уже без светлых воспоминаний. Григ сохранил им сказку любви, хотя и резал «по живому». Я не пессимист, просто для меня это тоже очень близкая тема, не моя, но для меня. Что происходит с любовью, когда кончается романтика и начинаются будни, а люди настолько разные, что и зацепиться-то им не за что? Или один из них считает, что можно сохранить, но пожертвовать своим «я» должна другая сторона. Причем оба — замечательные… Да, наверное, лучше вовремя расстаться, чтобы что-то светлое сохранить… А вообще, не знаю, когда дело касается спектакля — рассуждать проще, потому что все же отвлеченно…

Я тоже думаю, что Мона и Марин недолго бы оставались вместе. У них слишком разное мировоззрение, отношение к жизни, восприятие ее. Мне кажется, что ситуация похожа на любовь двух людей из разных стран, каждая из которых имеет свою оригинальную культуру, свои законы, веру, воспитание. А встретившиеся и полюбившие друг друга люди, в свою очередь, являются очень яркими представителями своей страны. Они очарованы друг другом, но вряд ли один из них может быть счастлив, сломив себя и приняв правила и законы другой страны. Со временем влюбленность пройдет, а останется тоска по своей Родине, по тому миру, в котором вырос, к которому привык. Пусть лучше остаются светлые воспоминания с тихим налетом грусти..

P.S. Наверное, бывают и исключения..