7 ноября 2017 года
на сцене Московского государственного театра «ЛЕНКОМ»
Санкт-Петербургский академический драматический
ТЕАТР ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ
представляет спектакль:

«В ОСКОЛКАХ СОБСТВЕННОГО СЧАСТЬЯ»
Задушевный вечер по произведениям Михаила Жванецкого

Спектакль Григория Дитятковского «В осколках собственного счастья» по произведениям нашего современника Михаила Жванецкого – задушевный разговор со зрителем. Герои, рассказывая свои истории, общаются с залом: «А у вас так было?». Все индивидуальные истории оказываются близки каждому человеку, потому что с ним «тоже такое было…». Таким образом, М.Жванецкий и Г.Дитятковский обобщают личностные истории, придают им многослойность, делают их понятными для каждого человека в зале с разным уровнем восприятия, образования, опыта.

Режиссер Григорий Дитятковский:
Я попытался собрать произведения Жванецкого разных лет, объединив их в направленное к зрителю высказывание. У Жванецкого есть отдельные монологи, и лучший способ подачи этого материала — не скрывать, что это – не пьеса, иначе возникает неправда. Обозначился жанр как «задушевный вечер» по аналогии с задушевным разговором, в котором есть исповедальность определенная. Человек, выходящий с текстами на сцену, держащий в руках бумаги, как бы он там ни стоял и как бы не кидал шутки, абсолютно не вытесняет себя из написанного. И мы даже не скрываем того, что из уст женщин все время звучит имя Миша, что одного из героев тоже зовут Миша… Это писалось автором про себя: про своё становление как мужчины, художника, про своё становление как человека любящего, ненавидящего, отрицающего старость, признающего ее… Про путь какой-то человеческий с осознанием своей усталости, бессмысленности существования, порой… И все эти вещи очень слышны. Но это и не просто тексты: есть люди и они «читаются». При этом Жванецкий, как хороший драматург, не пишет конкретную женщину – он сочиняет собирательный образ, отобранный очень точно и дающий представление о большом количестве женщин нашей страны, если не всех вообще. То есть там есть лики, дыхание человеческое, проявления народа. И вдруг ты слышишь инструмент: как знакомо! – узнаешь ноты – ух ты, я это слышал!
Мне понравилась идея пьесы с репетицией оркестра. Там есть ремарки, что выходит контрабас, делает вид, что хочет играть, а потом говорит… И я понимаю, что идет разговор не о контрабасисте, а о контрабасе как инструменте. Идет разговор о регистре, потому что актеры не играют на конкретном инструменте. Тот факт, что инструментальность присваивается человеческому голосу, мне очень нравится….
Великолепные афоризмы писателя-сатирика Михаила Жванецкого уже прочно вошли в наш быт, в нашу жизнь. Он — один из тех авторов, которым удается придать мысли лаконичную, саркастичную и абсолютно завершенную форму. И каждый в его зарисовках каждый узнает себя. Многие даже не догадываются, кто является автором известных «народных» афоризмов.
— Не можешь любить — сиди дружи!
— Если вы спорите с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он.
— Мыслить так трудно! Поэтому большинство людей предпочитает судить
— Россия — страна талантов. Талантов масса, работать некому.
Еще более удивительны строки автора, наполненные не иронией и сарказмом, подлинным романтизмом и чувством горечи за свой народ, за свою страну:
— А ценности остаются прежними: честность, порядочность, ноги подруги, плечи ребенка, беседа с умным, молчание с ним же, гости издалека, цикады ночью, утренний запах сада, бесшумная походка кошки, книги, дающие возможность жить не здесь, и нормальная дружба, когда обоим ничего не надо.
— Ничто не ранит так человека как осколки собственного счастья…..
Г.Дитятковский и в новой своей работе продолжает поиски современного театрального языка, опираясь не только на мастерство и сценическую выразительность актеров и художника, но и талант зрителя чувственно воспринимать искусство.
Пьеса «Концерт для…» (в нашем варианте — «В осколках собственного счастья») практически не имела сценической судьбы. В1974 году на сцене театра Комедии ее поставил М.Левитин. Приступая к репетициям, режиссер Г.И.Дитятковский по-своему «прочитал» произведения своего современника Михаила Жванецкого. Персонажи, собираясь на репетицию оркестра, рассказывают свои истории, которые сплетаются в прихотливую вязь жизни нашей страны: вчера, сегодня, завтра….
Спектакль, бесспорно, будет интересен зрителю разного возраста, в котором абсолютно ясно, что проза Жванецкого – не сиюминутный феномен эстрады, но глубокая философская литература на все времена, давно ставшая классикой.

Автор сценической версии и режиссер спектакля – Григорий Дитятковский; сценограф и автор костюмов — заслуженный художник России Владимир Фирер; режиссёр по пластике — заслуженный деятель искусств России Сергей Грицай, художник по свету – Егор Бубнов, музыкальное оформление Артура Мкртчяна.
В спектакле заняты: народны артисты России Георгий Корольчук, Ефим Каменецкий; заслуженные артисты России Ольга Белявская, Евгения Игумнова, Марк Бек, Михаил Самочко (МДТ –Театр Европы); артисты Егор Бакулин, Руслан Мещанов.

Григорий Дитятковский — культовая фигура не только в Петербурге, но и в России. Его спектакли всегда становятся ярким театральным событием и активным предметом обсуждения. Г. Дитятковский поставил около тридцати спектаклей в России и за рубежом.В Петербурге многие вспомнят его спектакли «Потерянные в звездах» (Театр на Литейном), «Отец», «Федра» в БДТ, «Белые ночи» в ТЮЗе им.Брянцева, «Мрамор» в «Белом театре», «Мой уникальный путь», «Пигмалион» в Приюте комедианта и пр.
Зарубежные постановки: «Тойбеле и ее демон» И. Зингера (1994), «Три сестры» А.Чехова (1995) и «Карусель» А. Шницлера (1996) в Capitale Theatre of the University в Манчестере; «Кукольный дом» Г. Ибсена (1996) Librery Theatre в Перте, (Австралии.) «Трехгрошовая опера» Б.Брехта (1999) Western Australia Opera
Лауреат Премии Правительства РФ, Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», Российской Национальной театральной премии «Арлекин»

О Михаиле Жванецком:
Литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности — все это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером (А. Райкин Без грима. Воспоминания)

Михаил Михайлович Жванецкий (родился 6 марта 1934, Одесса, Украинская ССР, СССР) — русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений. Народный артист Украины, Народный артист Российской Федерации.
Родился в семье врачей, рос в Томашполе, где отец работал хирургом, а мать стоматологом. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков. В 1956 году окончил ОИИМФ — Одесский институт инженеров морского флота, работал в Одесском порту вместе с Виктором Ильченко: Михаил — механиком по кранам, а Виктор — механиком по автопогрузчикам. В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.
Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».
В период работы в театре А. И. Райкина сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов. Позде М.Жванецкий самостоятельно выступал в Одесской филармонии, в Московском театре «Эрмитаж».
С 1988 года М.Жванецкий — художественный руководитель созданного им Московского театра миниатюр. С 2002 года по настоящее время является постоянным ведущим в ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране», оригинального формата на канале Россия 1.

Награды и премии: президент Всемирного клуба одесситов (с 1990); почётный гражданин города Одессы (с 1994 г.); кавалер ордена «Дружбы народов» (1994); член Общественного совета Российского еврейского конгресса; народный артист Украины (с 1999); Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (с 2001); Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым (с 2002); кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009); Народный артист Российской Федерации (с 2012),
лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым (1970); член Союза писателей СССР (1978—1991); лауреат негосударственной российской премии «Триумф» (1993); лауреат Кубка Аркадия Райкина, международный фестиваль «MORE SMEHA», Рига (1994); — лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года; программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране» стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ—2006» в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор»; решением сессии Одесского городского совета от 5 апреля 2009 года бульвар Искусств (бывший Комсомольский бульвар) в городе Одессе переименован в бульвар Михаила Жванецкого в честь 75-летия со дня рождения писателя-сатирика

Книги: «Встречи на улицах» (1980); «Год за два» (1987); «Моя Одесса» (1993); «Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009); «Мой портфель» (2004); «Одесские дачи» (2007); «Тщательней…» (2008); «Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008); «Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008); «Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008); «Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо); «Не продолжай короткое» (2010); «Жаркое лето» (2011); «Южное лето (Читать на Севере)» (2014).

Спектакли: «Птичий полёт» (1987), «Избранное» (1988), «Политическое кабаре» (1989), «Моя Одесса» (1994), «Престарелый сорванец» (1999); Золотая рыбка (телеспектакль, 1985)