8 мая последний раз на сцену выйдет «безбожник и мерзавец» Дон Жуан… Грустно, когда спектакли уходят, но всё, кроме вечности, имеет свою завершенность.

Спектаклю «Дон Жуан» Театра им.В.Ф.Комиссаржевской – 17 лет. За это время многое изменилось: сменились некоторые исполнители, на смену молодости пришла зрелость, а еще – кардинально изменился мир…

«Дон Жуан» триумфально «шагал по планете», завоевывая все новые и новые награды:

– в 2004 г. спектакль стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»-2004 в 5 номинациях: «Лучшая работа режиссера» (А.Морфов), «Лучшая работа художника-сценографа (А.Орлов), «Лучшая работа художника по костюмам» (И.Чередникова), «Лучший драматический спектакль на большой сцене», «Лучший актерский дуэт» (А.Баргман и В.Богданов);

– был выдвинут на соискание Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»-2005 в 4 номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Работа режиссера» (А.Морфов), «Лучшая мужская роль» (А.Баргман), «Работа художника» (А.Орлов);

– получил диплом Правительства Санкт-Петербурга III степени «За большой вклад в развитие культуры и театрального искусства Санкт-Петербурга»;

– участник «Петербургского театрального сезона» в Праге (2007), Израиле (2010) и Милане (2011); международных фестивалей «Сезоны Станиславского» (Москва, 2004, номинация «Лучший спектакль большой формы»), «Площадь искусств» (Москва, 2005); фестиваля в Адане (Турция, 2005); фестиваля исполнительских искусств EX Ponto в Словении (сентябрь, 2012);

– гастролировал в Латвии и Словении.

«Чтобы развенчать миф о великом соблазнителе, болгарскому режиссеру потребовались два десятка хороших русских актеров, эффектнейшая сценография, множество гэгов, пистолет и очень жесткий взгляд на мир. Затея удалась — красно-черно-белый спектакль Академического драматического театра имени Веры Комиссаржевской (Санкт-Петербург, Россия) в 2004 году получил пять питерских “Золотых софитов”  и четыре номинации на общероссийскую “Золотую маску” (М.Насардинова)

Собственно, благодаря комиссаржевцам — точнее, их худруку Виктору Новикову — Морфова в России и узнали. Новиков увидел спектакли болгарина на фестивале в Македонии — и влюбился. Поехал в Софию, в Национальный театр имени Ивана Вазова (Морфов был там главным режиссером), смотрел еще и еще, наконец решил рискнуть и пригласить Морфова в Санкт-Петербург. Попутно передал кассеты с его постановками Михаилу Барышникову, который как раз приступил к строительству культурного центра в Нью-Йорке и московскому продюсеру Давиду Смелянскому. Со Смелянским все получилось замечательно: с его подачи Морфов в 1999 году поставил для Калягина чудесного “Дон Кихота”. Если помните, Александр Александрович именно Дон Кихота там и сыграл, а не Санчо Пансу, как могли бы некоторые — ну то есть все — подумать.

Но прежде, в 98-м, Морфов перенес на питерскую сцену “Бурю”. И произвел фурор. Публика влюбилась в этого режиссера точно так же,  как Новиков.

Спустя шесть лет Морфов вновь вернулся  ради “Дон Жуана”. У него на примете и актер на главную роль имелся, Александр Баргман из Александринки, харизматичный кумир театрального Петербурга.

В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской Александр Морфов поставит еще три спектакля: «Ваал» все с тем же Баргманом в главной роли; «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира с великолепной «бандой» ремесленников и их «предводителем» – Сергеем Бызгу;  «Мыльные ангелы – с «огненной» парочкой Сергеем Бызгу и Маргаритой Бычковой.

К сожалению, спектакли, как и люди, уходят. Из «морфовских» в Комиссаржевке остаются только «Мыльные ангелы» и “Буря”.

Поэтому не пропустите: 8 мая  – прощальный  легендарный «Дон Жуан»!