Ее творческий путь начался в годы войны и продолжается до сих пор. Сегодня Галина Короткевич играет главные роли в спектаклях Театра им. В. Ф. Комиссаржевской «Шесть блюд из одной курицы» и «Утоли моя печали», поражая зрителей энергией и любовью к жизни, а самой дорогой своей наградой считает знак «Участнику Дороги жизни».
Галина Петровна, вы помните первые дни войны?
В день объявления войны нас, студентов, должны были отправить в колхоз. Услышав сообщение, мама сказала: «Срочно поезжай в инсти¬тут». По колхозам, естественно, не поехали. В институте меня направили в Комитет комсомола, где формировалась концертная бригада, и включили в бригаду как танцовщицу. Мы ездили по мобилизаци¬онным пунктам, играли драматиче¬ские и комедийные отрывки, пели песни. Поначалу никто не думал, что война будет такой долгой… Некоторым было даже интересно — шрапнель, бомбы. И только потом поняли, какой это ад!
Как проходили ваши выступления перед солдатами?
Мы выступали, как тогда го¬ворилось, в «форме номер один»: мальчики — в костюмах, а девочки -только в платьях. Но мороз был страшный, до 45 градусов! Помню, выйдешь на сцену, улыбнешься — а улыбка так и замерзнет на лице. Но удивительно, что за всю войну никто из молодежной бригады не заболел, а у певцов, исполнявших песни на таком морозе, почему-то не садились голоса. Никому в голову не приходило жалеть себя или считать героем. Просто надо было выступать, и всё! Работали на передовых, на самых ответственных участках — на Ленинградском и Волховском фронтах, на Дороге жизни. На Ладоге работали в основном ночью, когда стройбаты разравнивали проезды. Когда они уже буквально падали с ног, у одной машины раскрывались борта, а соседний грузовой автомобиль освещал нашу машину. Мы забирались на платформу грузовика и выступали, чтобы поддержать боевой дух солдат. Я танцевала не меньше 4 танцев в концерте. Чтобы отогреться, нужно было пойти в палатку и переодеться. Там лёд был застлан елочными ветками, стояла печурка… протрёшь спиртом руки, лицо — и опять на сцену.
Театр имени Комиссаржевской, в котором вы служите, ро¬дился в 1942 году, в блокаду…
Да, формально он открылся под названием «Городской», но жители сразу окрестили его Блокадным: сюда приходили люди с фронта и уходили прямо на фронт. Многие из тех бойцов, возможно, и видели всего один спектакль за свою жизнь. Для них это было памятное и прекрасное событие: будь то «Русские люди» Симонова, «Нашествие» Леонова или «Фронт» Корнейчука. Актеры и зрители жили на карточки и постоянно чувствовали голод. Кто выжил — выжил чудом. Каждый год 27 января и 9 мая мы собираемся коллективом, приглашая всех сотрудников, переживших войну и блокаду. Есть такое поверье: как только люди забудут войну — она начнется снова. Надеюсь, этого не случится…
У вас есть награды?
Да, но из всех наград дороже всего знак «Участнику Дороги жизни». Я преклоняюсь перед строителями, водителями, регулировщиками — всеми, кто был там. С этой наградой я не могу ничего сравнить.
Откуда сегодня вы черпаете энергию?
Я на сцене уже 71 год. Если считать от дня моего рождения — почти век. Всю жизнь пашу, как обыкно¬венная женщина: готовлю, убираю, стираю, хожу в магазины. Может быть, и надо было заниматься собой, но я никогда к косметологам не ходила, нет у меня и каких-то сверхъестественных кремов. Накрасила губы, пошлепала себя по щекам — и всё! Лето я провожу на даче — плаваю на лодке, ловлю рыбу, любуюсь природой. Кстати, приезжайте летом — наша дача на Вуоксе, я вас встречу на лодке и покажу самые грибные места.
С.Володина. Интервью с н.а.России Галиной Короткевич «Как только люди забудут войну – она начнется снова»// Ваш Досуг, №2, 20 января-2 февраля 2014 г.