Заслуженная артистка России

Родилась 2 февраля в Ленинграде
В старших классах посещала театральную студию «Синий мост» (на Исаакиевской площади) под руководством Генриетты Наумовны Яновской и Камы Гинкаса.
Первый педагог по актёрскому мастерству — Кирилл Леонидович Датешидзе — привил любовь к поэзии.
1981 – 1985 гг. учеба в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (класс профессора Р.С.Агамирзяна). Педагоги: Т.М.Абросимова, Ю.Г.Корольчук, В.А.Малыщицкий. Любимая роль на курсе — Принцесса в спектакле «Обыкновенное чудо» в постановке Александра Аркадьевича Белинского.
1985 – 2001 г – актриса Ленинградского драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской
В 1999 году Татьяна Кузнецова вместе с певицей Полиной Руновской создают театральную студию «AlleЯ».
2001 – 2011 гг. – актриса Российского государственного Академического театра драмы им. А.С. Пушкина
В 2005-2006 гг. преподавала актёрское мастерство на базе киностудии «Ленфильм».
С 2011 – по настоящее время — актриса Санкт-Петербургского Академического драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской
Официальный сайт актрисы: http://kuznetsova-piter.ru
Награды и премии:
В 1992 г. была признана лучшей театральной актрисой года за роль Анны Франк (в спектакле театра им.В.Ф.Комиссаржевской «Дневник Анны Франк»).
1995 г. — Премия Французского Института культуры «Сирано де Бержерак» за роль Маргариты Готье (в спектакле театра им.В.Ф.Комиссаржевской «Дама с камелиями»)
1997 г. — Премия фестиваля «Охридское лето» (Македония, г.Охрид) в номинации «Лучшая женская роль» (роль Джельсомины в спектакле «Прощай, клоун!», 1997).
1997 г. – присвоено высокое звание «Заслуженный артист РФ»
1998 г. – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль» (спектакль театра «Русская антреприза им. А.Миронова» «Чудаки» М.Горького, роль Елены).
В 2003 г. актриса награждена юбилейной медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
2003 — удостоена диплома «За стиль и изящество» на Четвертом Международном фестивале «Монокль» за моноспектакль «Она — Я, не Я и Она» Клима (режиссер А.Слюсарчук).
2007 — Диплом «За высокое мастерство и блистательное служение жанру» на международном фестивале «Монокль» в моноспектакле «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г.Маркеса (реж. А.Гевондов).
Занята в спектаклях
Доктор Живаго
Большая сцена
История любви по роману Б. Пастернака
16+
М.Горький «Зыковы», реж. В.Гришко (Степанида)
1986
Л.Зорин «Пропавший сюжет», реж. А.Куранов (Она)
С.Найденов «Дети Ванюшина», реж.Р.Агамирзян
М.Шатров «Диктатура совести», реж.Р.Агамирзян
В.Розов «Гнездо глухаря», реж. Р.Агамирзян
А.Толстой «Царь Борис», реж. Р.Агамирзян (Ксения)
1987
К.Воннегут «С днем рождения, Ванда Джун!», реж. В. Гришко (Ванда Джун)
А.Толстой «Царь Фёдор Иоаннович», реж. Р.Агамирзян (Аринушка)
1988
Н. Носов «Незнайка на Луне», постановка А. Исакова, реж. Г. Корольчук (Синеглазка)
Н. Саймон «Босиком по парку», постановка А. Белинского, реж. А. Эстрин
1989
Р. Роллан «Робеспьер» (реж. Р. Агамирзян, худ. И. Иванов)
1990
Б.Васильев «Начало», реж.Р.Агамирзян
Б.Рацев, В.Константинов «Невеста из Парижа», реж. А.Исаков (Арлетт Дюбуа)
Л.Герш «Эти свободные бабочки», реж. Д.Астрахан (Джил Теннер)
М. Булгаков «Полоумный Журден», постановка Р. Агамирзяна, реж. А. Исаков (Люсиль)
1991
А.Хаккет, Ф.Гудрич «Дневник Анны Франк», реж. Р.Агамирзян и А.Исаков (Анна Франк)
1992
Б.Шоу «Цезарь и Клеопатра», реж. А.Белинский (Клеопатра)
1993
Ж.-Ж. Брикер, М. Ласег «Французские штучки», реж. А. Исаков (Жесант)
Н. Йорданов «Убийство Гонзаго», постановка В. Воробьева, реж. И. Краско
1994
А.Дюма-мл. «Дама с камелиями», реж. В. Пази (Маргарита Готье)
Ф. М. Достоевский «Игрок», реж. В. Пази
1995
Ж. Ануй «Приглашение в замок», реж. С. Черкасский
1997
Ф.Феллини «Прощай, клоун!», реж. В. Воробьев (Джельсомина)
В. Вербин «Яма» по повести. А. Куприна, постановка А. Исакова реж. Г. Корольчук (Тамара)
1998
И.С.Тургенев «Месяц в деревне», реж. В.Гришко (Наталья Петровна)
2003
В.Аллен «Sex comedy в летнюю ночь», реж. В.Гришко (Ариэль)
2004
М.Себастьян «Безымянная звезда», реж. В.Фильштинский (Мона)
2012
В.Аллен «Sex comedy в летнюю ночь», реж. В.Гришко (Адриана)
Менчелл «С тобой и без тебя» (Ида)
2015
С.Моэм «Театр» (Джулия Ламберт)
2016
«Шизгара», по мотивам романа Ю.Вознесенской «Женский Декамерон» (Эмма)
М.Вишнек «Прикинь, что ты — Бог» (эпизод «Кто еще хочет счет?»)
2018
«Доктор Живаго», по роману Б.Пастернака (Громеко Анна Ивановна)
музыкальный спектакль «Я вернулся в мой город…»
2022
К.Дютюрон «Беглянки» (Марго)
1983 — Э.Казакевич «Двое в степи» (реж.Р.Агамирзян)
1984 — Е.Шварц «Обыкновенное чудо» (реж.А.Белинский) — Принцесса
1985 — Поэтический спектакль по произведениям Б.Окуджавы (реж.В.Малыщицкий)
1985 – С.Найденов «Дети Ванюшина» (реж.Р.Агамирзян)
«Русская антреприза им. А.Миронова»
1995 — И.Бергман «Сцены из супружеской жизни» (реж. В.Фурман) — Марианна
1998 — — М.Горький «Чудаки» (реж. П.Шерешевский) — Елена
Александринский театр (Театр драмы им.А.С.Пушкина)
1999 — А. Строганов «Орнитология» (реж. Р. Смирнов) — Татьяна Павловна Зябких
2001 — А.П.Чехов «Вишневый сад» (реж. Р. Смирнов) — Любовь Андреевна Раневская
2002 — А.Н.Островский «На всякого мудреца довольно простоты» (реж. В.Голуб) — Клеопатра Мамаева
2003 — Рэй Куни «№ 13» (реж. В.Голуб) — секретарша Джейн Уорзингтон
2005 — Г.Ибсен «Нора» (реж. А.Галибин) — Фру Линне, Кристина
2007 — Д.Киз «Цветы для Чарли» (реж. И.Сакаев) — Алиса Кинниан
АБДТ им. Г.А.Товстоногова
2000 — Э.де Филиппо «Ложь на длинных ногах» (реж. Н.Пинигин) — Грациелла
Академическая капелла Санкт-Петербурга
2007 — спектакль-концерт «Маскарад» по драме М.Ю.Лермонтова на музыку А.К.Глазунова (реж. И.Селин, музыкальный руководитель и дирижер В.Чернушенко), посвященный 90-летию легендарного спектакля В.Э.Мейерхольда. Татьяна Кузнецова исполнила роль Баронессы Штраль.
Театр «Модерн» (Москва)
2009 — Т.Москвина «Один мужчина, одна женщина» (реж. Р.Смирнов)
Театр-фестиваль «Балтийский дом»
2009 — Я.Вишневский. Одиночество в сети (реж. Г.Барановский) — Ева
Дом Кочневой
Т.Москвина «Па-де-де» (реж. Р.Смирнов)
Антрепризные проекты
2000 – С.Злотников «Вальс одиноких» (реж. Г.Руденко) — Мэрилин
2005 — Г.Гарбовицкий «Влюбленный Мопассан» (реж. В.Голуб) — Маркиза
2006 — П.Хирч «Редчайшая история о любви» (реж. Н.Шеф, А.Астраханцев) — Она
2006-2007 – М.Лермонтов «Маскарад» (реж. И.Селин) – Баронесса Штраль
2008 – Г.Ибсен «Пер Гюнт» (реж. Н.Мартон) — Сольвейг
2008 — А.Бочков «Школа петербургского флирта, или 10 предложений Гумилёва» (реж. А.Бочков) – Татьяна Ларкина
2011 — Р.Куни «Клинический случай» (реж. А.Исаков)
2012 — Д. Г.Лоуэнфельд «День благодарения» (реж. Н.Колотова)
Моноспектакли:
2003 — Клим «Она – Я, не Я и Она» (реж. А.Слюсарчук)
2007 — Г.Маркес «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» (реж. А.Гевондов)
1984 – Дом на дюнах (реж. Д.Салынский) – Эллис
1985 – фильм-спектакль «День на двоих» (реж. В.Латышев) – кассир Ольга (гл.роль)
1986 – Прекрасная Елена (реж. О.Рябоконь) – Лерида
1987 – Три лимона для любимой (реж. В.Окунцов) – Маша (гл.роль)
1988 – Виктория (ориг.название – Viktorija, реж. О.Дункерс) — Камила
1991 – Изыди! (реж. Д.Астрахан) – Бейлка, она же Ефросинья после крещения, дочь Мотла Рабиновича, невеста Пети
1994 – Акт (реж. А.Рогожкин)
2002 – Время любить (реж. В.Бутурлин) – Дарья гуляева, журналистка (гл.роль)
2003 – Мангуст (10 серия «Чужая война», реж. К.Капица) – мать Димы
2003 – Улицы разбитых фонарей-5 (14 серия «Свежая кровь», реж. В.Фурман) – Локоткова
2005 – Убойная сила – 6 (Фильм 8 «Казачий разъезд», реж. Д.Иосифов, У.Шилкина, А.Карпиловский) – Марина, жена Малахова
2006 – Женская логика-5 (реж. В.Бутурлин) – Тамара Николаевна, жена Вадима Сергеевича
2007 – Литейный, 4 (1 сезон, 1 серия «Золотое дно», реж. И.Мужжухин; 18 серия «Опасная реальность», реж. А.Голубев) – Тамара, знакомая Селина
2007 – Опера-3. Хроники убойного отдела (фильм 10 «Падение в преисподнюю», реж. В.Крайнев) – Титова
2010 – Достоевский (реж.В.Хотиненко) — Женщина с дочкой в казино в Баден-Бадене
2011 – Светофор (28 серия, реж. Р.Фокин) – Лариса, соц.работник
2011 – Улицы разбитых фонарей-11 (31 серия «Дни Достоевского», реж. К.Капица) – Наташа, тётя Рыданова
О МЕЛОДРАМЕ ЗАМОЛВЛЮ СЛОВО…
А. Дюма-сын. «Дама с камелиями».
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Режиссёр Владислав Пази
С непримиримой резкостью разошлись мнения вокруг «Дамы с камелиями» Владислава Пази. Правда, успех у зрителей спектакль сразу же снискал грандиозный. Не замедлили и доброжелательные суждения Ольги Скорочкиной и режиссёра Александра Белинского, уважительное размышление Евгения Калмановского, которого никак не уличить в склонности к прекраснодушию. Мера их критичности была неравной. Но интерес к спектаклю живейший. Не говоря уже о восприятии прелестного образа главной героини, созданного Татьяной Кузнецовой. Образа, который напомнил мне о леонардовской «Мадонне Бенуа».
Вскоре, однако, начался обвал отрицания. Одних шокировал сам факт обращения к мелодраматическому и вроде бы отыгранному сюжету. Другие исчерпывали свою оценку спектакля однозначным — «кич». Иных оскорбляла красота оформления и то, как прихотливо обыгрываются роскошные туалеты. Будто дамы парижского полусвета середины прошлого века непременно должны изображаться в джинсах, обвислых свитерах и с угловатой по-современному пластикой. Впрочем, вполне возможно, кто-нибудь представит героев старинной мелодрамы в подобном виде. И слава Богу. Пусть живёт и благородный аскетизм, и радующая глаз и душу красота. Было бы что сказать… Судить же о спектакле, как известно, стоит по законам, поставленным над собою его создателями…
Начну, не без робости, с признания: мелодраму, как жанр, не отвергаю. Особенно, когда речь идёт о театре. Да ещё в пору всеобщего безлюбия. Люблю мелодраму. За душевность, за открытость чувств её нехитрых героев, милую традиционность сюжетов, обостряющую генетическую память о прошлом театра. Люблю, как одну из возможных альтернатив современным боевикам. Жестоким полицейским историям, кровавым триллерам, изощрённым сексуальным действам, которые зазывают в пустующие кинозалы, рвутся в дом с голубых экранов.
…«Дама с камелиями» на сцене Театра Комиссаржевской — спектакль, впитавший традиции классической мелодрамы. Спектакль о любви, очищающей, возвышающей душу, жертвенной и обречённой. Мотив обречённости, вплетаясь в действие спектакля, прозвучит в однотонном голосе аукциониста, ведущего распродажу имущества умершей Маргариты Готье (прекрасная актёрская работа Александра Горина).
Красота оформления, роскошь костюмов, оскорбившая иных, тоже подчёркивает эту щемящую обречённость. Обречённость любви деревенской девушки, волею судьбы оказавшейся в кругу парижских куртизанок высокого полёта. Владислав Пази и художник Алла Коженкова — одна из самых одарённых учениц Николая Павловича Акимова — несомненно имели в виду этот контраст. А не только стремились ошеломить великолепием сценографии, нарядов, музыкой красок.
В своей открытой и даже вызывающей увлечённости эстетизмом Коженкова обращается к мотивам импрессионистов, русского «серебряного века». Тут и парафраз суперзанавеса Александра Головина к мейерхольдовскому «Маскараду». И напоминание о знаменитой лестнице из «Дамы с камелиями» — самой эстетизированной постановки позднего Мейерхольда — широкие белые ступени, искусно обыгрываемые Пази в спектакле комиссаржевцев.
Режиссёр и художник выходят за рамки стиля, диктуемого временем, когда жили герои Дюма. При этом они как бы обогащают художественную и эмоциональную ауру спектакля. (Подобное можно отнести и к музыкальному оформлению студии «Аудио Театр» Асафа Фараджева, в котором сопрягаются звучания Баха, Шопена, Малера, Рихарда Штрауса и современных композиторов. И завершающая спектакль мелодия из вердиевской «Травиаты».)
Я настаиваю: Алла Коженкова, влюблённая в красоту, отнюдь не утверждает её в спектакле как некую самоцель. Решения Коженковой тут глубоко содержательны. Сама перемена туалетов Маргариты видится линией её судьбы. Нежнейшая пастель мерцающих шелков в первых парижских сценах с Арманом. Очаровательный в своей изысканной неприхотливости кринолин в картине деревни, недолгом убежище её любви. И подчёркивающее бледность лица, потерянность взгляда вызывающее богатство чёрного платья со стразами на балу у Олимпии. Куда Маргарита явилась, чтобы получить смертельное оскорбление от любимого.
На мой взгляд, декорации спектакля отнюдь не перегружены. Белые камелии у рампы и в левом углу сцены. На фоне зеркальных дверей в парижских апартаментах Маргариты — рояль, маленькая кушетка, столик с зеркальцем. А в деревенской сцене — подстриженные весёлые деревца по обе стороны кулис и в глубине — белая арочка с зелёным плющем. Атмосфера идиллии, в которую незамедлит вторгнуться жестокая драма. Эти же деревца и арочка окажутся обрамлением пряной оргии на балу у Олимпии. Но теперь они кажутся не живыми — искусственными. Печальный символический смысл.
В прихотливой оправе сцены, созданной Коженковой, Владислав Пази выстраивает изящно стилизованные мизансцены. Все эти стремительные нарядные появления веселящихся парижан из глубины зеркальных дверей. Воздушный поцелуй через убранный цветами стол, которым обмениваются за ужином Маргарита и Арман в тот вечер, когда он был впервые ей представлен. Арман, скатывающийся по ступеням в порыве ошеломляющего счастья. Многократно упомянутая мизансцена «завтрак на траве» (на этих же белых ступенях). Я уже не говорю, как гармонично вписываются в декоративную рамку танцы, поставленные Николаем Реутовым. Балетмейстером, чьё искусство воспринимается как открытие. Стоит только вспомнить позировку вальса — кульминацию любовного объяснения Маргариты и Армана.
…И всё-таки некая избыточность в постановке спектакля есть. Мне кажется, включение в его литературную основу образа Манон Леско не слишком оправданно. Появления в спектакле Манон (Анастасия Мельникова) в немыслимом стилизованном кринолине XVIII века и пудреном парике эффектны, многозначительны, если не сказать — претенциозны. Как антитеза Готье Манон не воспринимается. Представить её, очаровательно легкомысленную, жаждущую богатства и веселья, двойником Маргариты было бы вовсе странно. Манон выступает в спектакле скорее как некий иронический комментатор. Необязательный и перегружающий действие. Затянуты сцены бала. При том что играют их увлечённо. Азартно танцуют. Ощущение нарастающего пряного разгула тут передано с блеском. Но всего этого многовато. А кое-что уязвимо по вкусу. Пластический номер восточной девушки (Евгения Игумнова) с кинжалом и обнажённой грудью под японскую музыку гагаку так ли уж здесь необходим?!.. А в чём я уверена твёрдо — танец маскарадных масок за спиной умирающей Маргариты мешает и зрителям, и, подозреваю, актрисе. Хотя играет она тут удивительно, достигая, не побоюсь сказать, трагических глубин.
Вот я и обратилась, наконец, к Татьяне Кузнецовой в роли Маргариты Готье. Ученица как и большинство комиссаржевцев, Рубена Сергеевича Агамирзяна, она пришла в театр тому десять лет. С первой же своей роли смешной девчонки в горьковских «Зыковых», живо и светло взирающей на мир среди хаоса хозяйского дома, Кузнецова очаровала всех. Потом были образы подростков, девушек чуть неуклюжих, странноватых или лукаво грациозных. Была юная, нежная и грустная царица Ирина из «Царя Федора». Была Анна Франк в замечательном спектакле Агамирзяна, премьера которого состоялась уже после его смерти. Кузнецова талантливо сыграла девушку пленительного редчайшего таланта жизни.
…А теперь вот Маргарита Готье. В роли которой, как известно, блистали Сара Бернар, Элеонора Дузе, Грета Гарбо. Кузнецовой эта вершина оказалась по силам. Владислав Пази мудро не ставил задач чуждых индивидуальности актрисы. И в то же время помог раскрыться ещё неведомым возможностям её таланта. От спектакля к спектаклю Кузнецова всё явственней уходит от привычной и милой подростковой угловатости. Тут она пленяет женственной мягкостью и приглушённой печалью. И чувством стиля, столь нечастого на нашей сцене. Как естественна она в своих туалетах, которые словно бы хранят светлый отзвук её красоты. Красоты существа, вопреки всему покоряющего не-замутнённой чистотой. И никакого намёка на «роковую женщину». Таинственной холодной красавицы, сводившей с ума Париж своей загадкой, как сказано о Маргарите в романе Дюма, режиссёр не искал в героине своего спектакля.
Маргарита Кузнецова ещё до встречи с Арманом внутренне чужда атмосфере солоноватой вольности, принятой в её кругу. Она танцует, мило болтает и, казалось бы, весела. Но не задета в сути своей окружающей двусмысленностью. И абсолютно непринуждённа. Её очарование природное, а не выделанное. Тут вот загадка Маргариты Кузнецовой. Евгений Калмановский справедливо писал: «Глядя на эту Маргариту, легко поверить её словам о себе, в прошлом деревенской девочке. И хорошо. Не надо этого бояться». А я, присоединяясь, повторю — девочке, душевная природа которой сохранила цельность. Хотя этот нежный живой цветок надломлен.
Конечно же, такая Маргарита не может не быть одинокой в пустоте нарядного и порочного мира. Как не может не быть обречённой. Кстати, бесчеловечность «порядочного» общества, куда вход Маргарите заказан, даёт ощутить предельно жёсткая трактовка Жоржа Дюваля, предложенная Станиславом Ландграфом…
…К сожалению, в дуэте Маргариты и Армана Дюваля актёрские силы оказались неравными. Самвелу Мужикяну сценического опыта заметно недостаёт. Хотя он по мере жизни спектакля и обретает уверенность. Во всяком случае, когда речь идёт о весьма сложных пластических решениях, предложенных режиссурой и балетмейстером.
В окружении Маргариты отчётливы полярные по сути образы её ближайшей подруги Прюданс и служанки Нанины. Неутомимая, не первой молодости искательница весёлой жизни Прюданс в исполнении Тамары Абросимовой по-своему обаятельна. И вся в маленьких хитростях, готовая поживиться за счёт подруги и абсолютно чёрствая по отношению к ней. А вот Нанина, тончайше сыгранная Светланой Слижиковой, трепетно разделяет страдания Маргариты. Пожалеет её ещё могильщик — простолюдин с доброй и мудрой душой, каким его показал Юрий Овсянко. И знающий наперёд судьбу Маргариты, но бессильный помочь доктор Михаила Матвеева. Непременный и невесёлый участник сомнительных сборищ.
Среди других прожигателей жизни остаются в памяти очаровательный Гастон Рьё — его играет Валерий Дегтярь. Злополучный престарелый угодник юных соблазнительниц милейший Сен-Годан в исполнении Ефима Каменецкого. А также неуязвимо циничная Олимпия Елены Симоновой. Резкая быстроглазая Анаис Нелли Поповой. Отчаянный картёжник Артюр Константина Демидова. И Жюли, безудержная в иступленной пляске (Маргарита Бычкова).
Актёры, воспитанные на исторической трагедии, психологической драме и простодушной комедии, поставлены перед новыми для них жанровыми задачами. Порой они чуть растеряны. Но как будто находят себя в непривычных условиях игры, предложенных Владиславом Пази и его талантливой командой. Условиях спектакля яркой зрелищной формы. И стиля, предполагающего особую элегантность, умение носить костюм, сценическую лёгкость и свободу. Конечно же, природа театральности, заявленная Пази в постановке «Дамы с камелиями», не замыкает границ его режиссёрских возможностей. Как и не исчерпывает направления художественных поисков комиссаржевцев…
…«Даму с камелиями» называют спектаклем Кузнецовой. Я добавлю — спектаклем Татьяны Кузнецовой, задуманным и поставленным Владиславом Пази.
А.ПЛАТУНОВ. ИНТЕРВЬЮ С ТАТЬЯНОЙ КУЗНЕЦОВОЙ: «СТАТЬ ДЖУЛИЕЙ ЛАМБЕРТ!»// ТЕАТРАЛЬНЫЙ ГОРОД, 4-17 МАЯ 2015
Татьяну Кузнецову, актрису театра имени Комиссаржевской, заслуженную артистку России, петербургские театралы хорошо знают по ролям на сцене родного театра, в Александринке и «Русской антрепризе»: Маргарита в «Даме с камелиями», Мона в «Безымянной звезде», Раневская в «Вишневом саде» — о таких ролях мечтает любая актриса! но известие о том, что она сыграет Джулию Ламберт в «Театре» Сомерсета Моэма, все-таки стало неожиданным…
Всегда казалось, что вы актриса трепетная, склонная играть героинь с нелегкой судьбой. Маргарита, Мона, Раневская — все они жертвы любви в каком-то смысле… Джулия Ламберт, напротив, — волевая, сильная. Победительница, одним словом. Насколько эта роль ваша и что вас в ней привлекает?
Мне очень нравится советский фильм с Вией Артмане, но очень давно я полюбила и фильм «Быть Джулией» Иштвана Сабо. Чувство радости жизни, которое есть в этом фильме и в этой женщине, меня всегда необычайно привлекало. И хотя мы застаем Джулию в период разочарования и усталости, в ней заложен невероятный ген жизни — видимо, в силу ее каких-то французских, южных корней. Такого южного, радостного ощущения мне, питерскому «болотному» человеку, не хватает — это то, к чему я все время стремлюсь. И для меня это главное в Джулии — чувство радости, счастья, которое ей дает Театр.
Вы почти не снимаетесь в кино, вас не увидишь в сериалах, вы сознательно отгораживаетесь от всего, кроме театра, подобно Джулии…
Нет, я с удовольствием соглашаюсь на любую работу, даже в рекламе недавно снялась… Но, как и для Ламберт, театр для меня превыше всего. В Греции есть такое место — Эпидаврас со святилищем Эскулапа и там написано о трех путях исцеления человека. Первый — это некое шаманство, второй — хирургия, а третий — театр, исцеление духом. Греки считали, что предназначение театра в исцелении, а путь к нему — через сопереживание тех, кто в зале и на сцене. Для меня это очень важный момент. Когда этого в спектакле нет… иду в другой театр.
Есть ли у вас какой-то пример в профессии?
Изабель Юппер – она впереди меня, она выше меня, она больше меня во всех отношениях, она берет какие-то порой ужасающие роли и не боится ничего. Она умная актриса — думаю, она в жизни умная женщина.
И вы могли бы на сцене, подобно Юппер в кино, быть ужасной, некрасивой, непривлекательной?
С режиссером хорошим, конечно. Все зависит от режиссера. Должно быть доверие: когда люди доверяют друг другу, между ними возникают пространство свободы и такая особая театральная джазовость, которую я очень люблю. Очень трудно играть, когда через каждые два метра стоят колки и актер не успевает дышать, — тогда нет актера. Возможно, есть режиссер, то, что называется жестким режиссерским театром. Но временем доказано, что если актер в спектакле не дышит, то шедевр не получается… А если актер дышит, доверяет, то он мир может перевернуть — это правда.
У вас были примеры такого доверия? Кого из ваших режиссеров выделяете?
Конечно, Владислава Пази и Владимира Воробьева. С какими-то трудностями, препятствиями, у каждого по-своему, но не влюбиться в них, не пойти за ними личностно, творчески было просто невозможно… Актриса должна влюбиться в режиссера, почти как какая-то Душечка. Недавно ушедший режиссер Георгий Васильев в свое время хотел ставить со мной «Душечку» Чехова. Я тогда еще думала: какая из меня Душечка, как он это увидел? А теперь знаю: в каждой нормальной женщине есть Душечка, у каждой — своя. Восхищаюсь женщинами, у которых эта Душечка наполнена и счастлива — это и правда большая редкость. Мужчины, режиссеры они или нет, мне кажется, хотят, чтобы рядом была счастливая Душечка. Другое дело — некоторым женщинам это трудно понять, все, знаете ли, с криками «Я сама!». И «я сама», конечно, испорчена театром, и мой муж, например, страдает от недостатка Душечки во мне. Но я учусь до сих пор…
Что у вас, человека, живущего театром, есть за его пределами, о чем мечтаете?
Для меня книги — безусловно, и жизнь, и отдых от жизни. Так было всегда. Всегда вокруг подушки много книг… Но самое главное, как у большинства людей, конечно, семья — муж, дочь. Если говорить о мечтах — я бы хотела больше путешествовать. Как актриса, как женщина хочу больше впечатлений… Может, в мае возьму и слетаю в Милан… очень хочется подышать странами, которые не видела.
Чем занимается ваша дочь?
В настоящее время играет Элис Крайтон в спектакле «Театр»!
Ого! Мать и дочь — соперницы… Как же так получилось?!
Варюша закончила Школу русской драмы — последней курс Татьяны Петровны Кулиш, и ее без всякого моего участия взяли в Комиссаржевку, дали одну роль, другую… Когда она училась в гимназии при Русском музее, то сыграла там «Принцессу Грез» Ростана, и я, наблюдая за ней, неожиданно увидела то, чему сама очень долго училась, а в ней оно есть само по себе. Хотя она спокойный человек, как будто не театральный. Для нее играть Элис Крайтон — тоже испытание, потому что приходится играть что-то, совершенно противоположное ей.
Вы так много уже сыграли, а что бы еще хотелось?
Никогда-никогда, ни в каком возрасте не могла ответить на этот вопрос, потому что готова абсолютно ко всему. Актер — хороший актер — должен быть готов к любой роли. Твоя — не твоя — к любой! Роль — это жизнь и любовь. Вот — Джулия. Когда я начинала произносить ее слова, то говорила шепотом. И думала: ведь она злая? Я почти возмущалась, ведь на самом деле — чересчур… И мне было непросто. Но я шла, стремилась стать Джулией Ламберт!
Светлана Мазур КУЛЬТУРА 09 июня 2022
Две женщины случайно встречаются ночью на обочине дороги. Одна убежала от мужа и взрослой дочери, которым нужна была только в роли домохозяйки, вторая — из дома престарелых, куда ее поместил сын. Так начинается спектакль «Беглянки» — премьера Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Лирическую комедию поставил главный режиссер театра Леонид Алимов по пьесе Кристофа Дютюрона. А беглянками стали две заслуженные артистки России — Наталья ОРЛОВА и Татьяна КУЗНЕЦОВА. Их героини проживают авантюрную, забавную историю, круто изменившую судьбу каждой, и делают это легко, остроумно и трогательно. Зрителям есть чему поучиться, о чем подумать и поговорить.
— Наталья Михайловна, почему именно премьерой «Беглянок» вы решили отметить свой юбилей — 55 лет на сцене? Все‑таки это спектакль на двоих, и его успех пришлось делить поровну с Татьяной…
Наталья Орлова: — Я ненавижу юбилеи и бенефисов устраивать не собиралась. И вдруг однажды прихожу в гримерку — лежит у меня пьеса. «Что это?» — спрашиваю. «А ты почитай», — говорит Тамара Михайловна Абросимова, народная наша артистка, с которой мы уже пожизненно и в гримерке, и вообще. Я начинаю читать — и не могу оторваться. И что‑то во мне такое всколыхнулось. Ну, думаю, надо, может, это и сыграть? Дала почитать пьесу Тане Кузнецовой, моей давней партнерше, талантливому человеку, потому что увидела именно ее в одной из двух ролей. Предложила сыграть — она согласилась. Нашему главному режиссеру Алимову Леониду Александровичу пьеса тоже понравилась, и он с ней тут же пошел к Виктору Абрамовичу Новикову, нашему художественному руководителю. Виктор Абрамович позвал нас с Таней и сказал: «Девочки, я так рад, что вы захотели сыграть на Малой сцене». И нам уже деваться было некуда, хотя мы о Малой сцене не думали… За семь месяцев родился этот спектакль — можно сказать, недоношенный ребенок.
Татьяна Кузнецова: — Еще какой доношенный — сейчас так долго вообще не репетируют.
Н. О.: — Это правда. Поначалу мне очень тяжело работалось… Я даже говорила: давайте возьмем другую актрису.
— Вместо вас?
Н. О.: — Вместо меня. Но Алимов сказал: ни в коем случае.
— Если продолжить ваше сравнение рождения спектакля с рождением ребенка — у вас просто был токсикоз.
Т. К.: — И сложные роды.
Н. О.: — Мы не ели, не спали, когда спектакль создавали.
Т. К.: — Это все‑таки переводная вещь, и хотелось выдержать ее стилистику, вскочить в нее, присвоить себе эту французскую легкость, моментальный переход от разных эмоций, от одной интонации к другой… Во Франции роли беглянок исполняли знаменитые актрисы, а мою — вообще стендаперша, ну очень там популярная. Мы посмотрели в записи — они играли в стиле варьете: гэги — гэги — гэги.
Статья по теме:
В Эрмитажном театре начал работу Петровский конгресс
Н. О.: — Да, и был момент, когда мы это увидели — и тоже давай наяривать на репетиции в этом же ключе: а-ха, ха-ха!
Т. К.: — А потом убрали все это. Было понятно, что такого смеха всю дорогу не будет и не должно быть. У нас другая школа: проживания, переживания, пропустить через себя…
Н. О.: — Наши героини не плоские, они многогранные, играя их, нам было что развивать в себе. Когда мы с Таней обсуждали пьесу, у каждой возникали какие‑то ассоциации из собственной жизни.
— Вам тоже случалось от чего‑то убегать?
Т. К.: — Каждый, наверное, должен через это пройти. Человек рожден для развития души, и если она вдруг перестала развиваться и просит чего‑то иного — не нужно бояться все сменить и убежать. Необязательно из дома в никуда — с чемоданом, на эмоциях. Можно совершить бегство из нелюбви в любовь, в понимание, в саму себя. Вот героиня Натальи Михайловны, она постарше, снимает с моей, более молодой, всю шелуху, все лишнее и наносное, как с луковицы…
Н. О.: — И пускает ее в другую жизнь.
Т. К.: — Предлагает: да попробуй ты наконец живой огонь, а не электрический камин, образно говоря. Вообще это обоюдная история: одна героиня дает другой новый взгляд на жизнь, а вторая своей старшей подруге жизнь просто продлевает. Кажется, таких спектаклей о женской дружбе еще не было.
— Зато о женском соперничестве — полно. Например, «Театр» по Сомерсету Моэму, в котором вы тоже вместе играете и героиня Татьяны побеждает соперницу своим искусством и женскими хитростями. В жизни приходилось делать нечто подобное?
Т. К.: — В «Театре» взрослая женщина влюбилась в молодого мужчину. В моей жизни такой ситуации не было, но когда я готовилась к спектаклю, спрашивала про нее, читала, смотрела. И поняла, что это очень сильная привязка, вот просто на физическом уровне — как наркотик. Когда такой союз распадается, женщина просто начинает умирать. Как из этого выходить? Мою Джулию спасает сцена.
— Как сказал один комик одной инженю, покинутой возлюбленным, в рассказе Чехова «Месть»: «Искусство — самый радикальный утешитель».
Н. О.: — А если женщина не актриса и вообще не имеет отношения к искусству — в чем искать спасение?
Т. К.: — В своем любимом деле или увлечении, в каком‑то творчестве другом.
— Вам проще — у вас на эту тему богатый театральный опыт.
Т. К.: — У меня в «Театре» уже третий любовник. Когда первый — Ваня Васильев — возмужал, взяли Игоря Андреева. Он чудесный, легкий, с юмором, но уехал в Москву. Игорь — брат Паулины Андреевой, и она его все‑таки переманила. Я плакала: прощай, моя любовь! Сейчас ввели молодого актера — Женю Кошелева, красавца-героя. Боюсь, как бы и он не сбежал в кино. Уже тащат, уже весь в пробах.
— В «Театре» исполнительницей роли вашей юной соперницы оказалась собственная дочь. Не жалко затмевать ее по сюжету своим немыслимым талантом?
Т. К.: — Ну это же не мы с Варей, а созданные нами образы. И потом, я же говорю ей в финале: «Вы будете хорошей актрисой, я вам обещаю».
— Хорошей актрисой она уже стала?
Т. К.: — У нее все впереди. Мне очень нравится, что Варюшка делает в «Докторе Живаго». Она там играет Тоню Громеко — и как она прочитала прощальное письмо любимому мужу перед отъездом в Париж!
Н. О.: — Сегодняшняя молодежь — классная. Свободные люди, раскрепощенные. Мы с внучкой на одной жердочке сидим и на все темы можем говорить. Понимаем друг друга с полуслова. Мне нравится и ее окружение, и как она мыслит, и к чему стремится, и ее свежий взгляд на жизнь и на искусство. Она и меня этим питает. А моя дочка — вообще мой талисман: не пропускает ни одного моего спектакля, приводит друзей и очень гордится своей мамой, а если делает замечания — всегда оказывается права. И всегда подскажет какое‑то важное, интересное и небанальное решение.
Т. К.: — Мои студенты в Институте кино и телевидения делают интереснейшие вещи. Вот недавно показали отрывок из «Преступления и наказания» — диалог Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, — и я поняла, что мне даже ничего поправлять не надо. Чуть-чуть мальчишке подсказала — и вдруг он выдал такое… Думаю: как?! Это просто очень круто.
— Битва за роли в театре наверняка бывает не менее страстной, чем за возлюбленных. Можно ревновать свою роль к другой актрисе?
Т. К.: — Ну наверное. Но я, например, если появлялся второй состав, просто отдавала свою роль другой актрисе. Кроме одного случая, когда поступить так не могла. Я тогда сидела, смотрела, что они делают на сцене, и тихо ревновала. Но открытых конфликтов я не знаю. Понимаете, руководитель театра Рубен Сергеевич Агамирзян был светлый человек, театр состоял из его учеников, и было единство, без которого в театре очень тяжело. Эта традиция, слава богу, осталась. Вот у нас с Натальей Михайловной получился такой джазовый спектакль, и в этом его прелесть, мы друг дружке можем помогать и что‑то менять по ходу пьесы.
Н. О.: — На третьем спектакле финал у нас получился чуть иначе. Я попросила: Танюша, сделай так, чтобы я заплакала. И она сделала. У меня ком в горле стоял от ее пронзительной интонации. Это когда наши героини встретились после разлуки, и она увидела, какой я стала развалюхой.
Т. К.: — Ничего себе развалюха! После премьеры «Беглянок» знакомые меня спросили: а сколько лет Наталье Михайловне — уже шестьдесят пять? Я ответила: не знаю.
Н. О.: — Когда меня спрашивают, я никогда не признаюсь: кто хочет, тот увидит. Иногда, правда, лет десять скидываю. А мне говорят: ой, а так хорошо выглядите. Ну, думаю, маловато скинула.
— Проклятый вопрос: что делать женщине, у которой душа молодая, а дата в паспорте… скажем так, другая?
Т. К.: — Оставаться верной своей женской природе. Потому что мы частенько ее забываем: или ноем, как дети, или работаем, как мужики. Вот Наталья Михайловна даже мужскую работу будет делать по‑женски изящно и изумительно. У нее можно учиться и учиться. А еще тому, какой это каждодневный труд души — взращивать любовь. Наталья Михайловна знает про это лучше, она всю жизнь в красивом, чудесном браке.
— Наталья Михайловна, не могу не спросить: как ваш знаменитый муж спортивный комментатор и телеведущий Геннадий Орлов прокомментировал премьеру «Беглянок»?
Н. О.: — Сказал: «Мне так жалко женщин стало». Спектакль ему понравился. Геночка у меня очень любит театр и все понимает. Еще когда он был футболистом, куда бы они ни приезжали — всюду ходил по театрам и музеям. Он и меня приучал к прекрасному, а когда привез в Ленинград, привел к замечательному педагогу по речи, настоящей аристократке. Сам он ходил на курсы в Театральный институт, работал над артикуляцией. А я записывала его репортажи, и он их потом прослушивал. С тех пор так и продолжаем вместе работать над собой.
— Правда, что вы дружили с Иосифом Бродским и даже жили в его полутора комнатах некоторое время?
Н. О.: — Мы провели там, по‑моему, две ночи. Иосиф сам нам это предложил и ушел, а мы спали на его большом кожаном диване. Входили в его полкомнаты через шкаф, который был обклеен яичными гнездами. Его родители были дома, и, когда мы с ними завтракали, я услышала шорох за дверью. Выхожу — и тут же соседка как отбрыкнет от двери! Меня это тогда настолько поразило, что я запомнила на всю жизнь. Помню, как мы шли с Иосифом по Литейному, и он выглядел таким франтом в куртке из искусственной замши, которую ему прислали из Америки, и о ботинок зажигал спичку, чтобы прикурить сигарету. Мы были из одной компании, я не считала Бродского каким‑то небожителем, но стихи его записывала в тетрадку. Молодые, несмышленые, мы собирались театральными компаниями, в какие‑то игры играли, обсуждали, кто что прочитал, тогда было неприлично не читать, любили джаз. Но и сейчас по поводу возраста переживать, по‑моему, не стоит, надо воспринимать его как данность. И продолжать увлекаться, вдохновляться жизнью, любить.
Т. К.: — Позволять себе.
— Что?
Т. К.: — А что душа просит.
— Душа часто хочет еще потрудиться, а заниматься любимым делом уже не дают: культ молодости процветает во многих компаниях. В театре, правда, героини спектаклей бывают разных возрастов…
Н. О.: — Однажды в молодости я замещала заболевшую возрастную актрису. Седые волосы мне делали, гримировали соответственно. А когда актриса поправилась, Рубен Сергеевич мне сказал: ну вот и все, больше тебе не надо это играть, еще наиграешься возрастных ролей. У Агамирзяна такое было кредо. А сегодня возрастные роли часто отдают молодым.
— А если когда‑нибудь все роли вдруг достанутся тем, кто помоложе?
Т. К.: — Будем сочинять себе роли сами. Бывает очень трудно принять ситуацию, когда у тебя что‑то несправедливо отнимают или не дают того, чего тебе хочется и чего ты действительно заслуживаешь. Но потом вдруг оказывается, что взамен тебе было уже приготовлено что‑то другое, более интересное и нужное именно сейчас. Мы же не знаем до конца своей судьбы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7186) от 09.06.2022 под заголовком «От судьбы не уйдешь, но можно убежать».