16 августа — юбилей заслуженной артистки России, актрисы Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Натальи Орловой.
Наталья Михайловна Орлова окончила Харьковский театральный институт в 1966 году и через год была принята в труппу театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Профессиональная жизнь этой яркой актрисы неразрывно связана со сценой. Здесь под руководством Рубена Агамирзяна раскрылся ее своеобычный талант, с опытом пришло мастерство. Многие работы актрисы были высоко отмечены критикой. Памятны ее роли в знаменитом спектакле-открытии «…забыть Герострата!» Г.Горина, в «Притворщиках», «Дневнике Анны Франк», «Цезаре и Клеопатре», «Фортуне», «Чествовании». За годы службы в родном театре им. В.Ф. Комиссаржевской эта замечательная актриса сыграла более семи десятков ролей, и в каждой светилась особая элегантная простота, присущая личности актрисы. В таланте красавицы-актрисы есть эмоциональная сила, легкий юмор и психологизм. После ухода из жизни Рубена Агамирзяна в театре наступила эпоха приглашенных режиссеров, и актриса успешно вписывалась в творческие координаты художников, понимая и принимая «язык» каждого, фиксируя движение времени. Менялись амплуа – от ослепительных лирико-драматических героинь до острохарактерных персонажей комедий… Не менялось главное — трепетное отношение актрисы к делу, которому она служит, любовь и преданность Театру. Владея искусством перевоплощения, она умеет быть неповторимой в каждой роли, с наслаждением изобретая все новые оттенки и штрихи к портретам любимых героинь. Упоительно забавна и комична в «Безымянной звезде» ее старая дева М-ль Куку, фанатично охраняющая нравственную чистоту школы: она вызывает в зрителе не насмешку, а сочувственную улыбку. А вот взбалмошная выдумщица и отчаянная домохозяйка Люсиль из популярного спектакля «С тобой и без тебя» по пьесе А. Менчелла «Кладбищенский клуб» открывает в актрисе новую грань. Сочинив образ противоречивый и глубокий, Орлова преображает мелодраму в психологическую драму. С изяществом и элегантностью Н.М.Орлова передает характер и судьбу одинокой женщины, скрывающей за бравадой внешнего великолепия и самоуверенности острую недостаточность любви и душевного тепла.
В спектакле-концерте, посвященном 70-летию со дня рождения Блокадного театра 18 октября 2013 г., актриса с блеском выступила в нескольких отрывках из спектаклей прошлых лет, еще раз продемонстрировав класс своего мастерства. Наталья Михайловна — благодарный и чуткий партнер, готовый понимать и разговаривать на разных режиссерских языках. Она верна коллегам и театру, по праву считая его своим домом. Она любима зрителями. Творческий тонус и воля никогда ей не изменяют.
Народный артист России ИВАН КРАСКО:
Натальюшка пришла показываться художественному совету (раньше в театрах была такая практика – прекрасная, на мой взгляд) и обратилась ко мне, чтобы я ей подыграл. Это была пьеса Гарсии Лорки «Кровавая свадьба», из которой мы сыграли отрывок. Она мне очень нравилась – такая симпатичная, женственная, глазищи огромные. И мое состояние влюбленности в нее довольно долго продолжалось, да и сейчас, собственно, продолжается. Тем не менее, оно всегда носило платонический характер и не вылилось в эти вполне обычные актерские связи, слава Богу. И из-за этого я ее очень уважаю и люблю еще больше. Тем более, что ее муж – Геннадий Сергеевич Орлов, известный футбольный спортивный комментатор, — мой друг, но разговор о другом. Дело в том, что Наталья – прекрасная артистка, прекрасный художник, который не изменяет себе. А это одно из коренных, фундаментальных качеств художника. Она не оглядывается на других, работает самостоятельно. На мой взгляд, судьба конечно к ней не слишком благосклонна – сейчас она могла бы играть гораздо больше. Тем не менее, она — женщина мудрая, у нее прекрасная семья, дочь Полина. Когда я слушаю Генкины репортажи, то всегда жду одну фразу, которая должна обязательно прозвучать: «Поле сегодня в отличном состоянии» — и я знаю, что имеется ввиду не только футбольная поляна, но и Полина! Это мне всегда очень радостно, потому что Полина – девчонка шикарная. Она уже мама, а Наталья и Гена – бабушка с дедушкой. И дай Бог им счастья, такого же доброго, семейного покоя и уюта, который у них в доме существует.
Наталья может быть разной – необязательно всегда доброй и нежной. Расскажу один случай: как-то она услышала о моем негативном отношении к «Французским штучкам», нашему спектаклю. Высказал я его Боре Соколову и Стасу Ландграфу – они в нем играли главные роли, — и довольно резко поговорил. Не буду рассказывать, какие оценки давал, потому что мне это уже делать не к лицу, после того, как Наталья, оказавшись мудрее, обратилась ко мне: «Ваня, а ты считаешь вправе высказывать хотя бы и свое личное мнение? Если оно твое личное, — держи его при себе, потому что ты, на мой взгляд, не имеешь право осуждать спектакли СВОЕГО театра. Тем более, что ты в этом спектакле не занят…». И когда она мне это сказала, — я понял, что веду себя как зарвавшийся мальчишка… Это признак невероятно уважительного отношения к тому месту, где ты служишь. И я, естественно, устыдился. В общем-то, я ей благодарен, потому что теперь гораздо сдержаннее отношусь к этим оценкам и высказываю их только тогда, когда меня спросят. Этот эпизод о Наталье говорит очень много – она еще и патриот своего театра, что очень важно. Таким вот образом я признаюсь Наталье, что был тогда неправ.
Если говорить о ее ролях – она очень талантлива и, порою, непредсказуема в работе. Особенно я восторгался ее Клементиной в спектакле «Забыть Герострата». Причем здесь был один человеческий нюанс: Наташа никогда не расстраивалась из-за того, что ей приходится играть с другой актрисой одну роль. А это ведь у актеров бывает болезненно. Первой актрисой на эту роль была назначена Лиза Акуличева, человек с непростым характером. Но Наталья играла по-своему, совершенно не оглядываясь на исполнительницу, которая начинала с премьерного спектакля. Так, как и положено настоящему художнику. Я тогда это тоже отметил и восторгался ею.
Мы вместе играли в спектакле «Аморальная история», и там, я надеюсь, была симпатия взаимная, которая очень «работала» на спектакль. И здесь она играла роль Лиды не одна, а в паре с Наташей Четвериковой – обе актрисы играли совсем по-разному.
Я очень рад, что судьба нас свела – когда есть такие партнеры и вообще такие люди в театре, то можно говорить о том, что климат в труппе будет нормальный, человеческий. А от этого очень много зависит, безусловно. Она никогда не участвовала в каких-то интригах, политических ситуациях, что также говорит о ее порядочности и нравственной чистоте. Хочу говорить в адрес прекрасной артистки Натальи Михайловны Орловой только хорошие слова и комплименты!
Артист театра им.В.Ф.Комиссаржевской КОНСТАНТИН ДЕМИДОВ:
Наташа Орлова – самая красивая актриса. Помню ее со студенческих времен. Помню ее в трилогии, поставленной Рубеном Агамирзяном по А.Толстому. В театре эту трилогию называли «Цари». Наталья Михайловна — шикарность, царственность во всем – в жестах, во взглядах, в осанке, в общении со студентами…Неимоверные глазищи. Высота и какая-то украинская широта, харьковская интеллигентность. Когда я был маленький, меня на лето посылали в Харьков к многочисленным родственникам на откорм. И когда я туда приезжал, они меня спрашивали: у вас что там, в Ленинграде, блокада не кончилась? Поэтому мой любимый город Харьков, и Наталья Михайловна – родной человек. Кого бы она ни играла – всегда шикарная, любимая мужчинами, желанная женщина. Я желаю нам видеть ее чаще, потому что ее красота и гармония помогает жить.
Народный артист России, актер театра им.В.Ф.Комиссаржевской ГЕОРГИЙ КОРОЛЬЧУК:
Наталье Михайловне Орловой посвящается:
Говорят, что хороших людей больше, чем плохих. Вероятно так, когда живешь среди хороших. Опыт показывает, что деление на хороших и плохих, примитивно, что человек многогранен и изменчив. Тем не менее, мне повезло жить именно среди хороших, служить в замечательном театре, с одаренными людьми. Однако не о каждом человеке тянется рука написать пару строк приятных и для него, и для тебя.
Наталья Михайловна Орлова. Заслуженная артистка России.
Звучит достойно и уважительно. Только вот эти обозначения имени и достоинства обращены во внешний мир, как неприступные крепостные стены.
Но, Наташа…
Женщина ты очаровательная, красавица с тайной, с шармом, ты свела с ума не одного мужчину. И человек ты красивый, а у красивого человека красив любой этап жизни.
Актриса ты высококлассная, темпераментная, умная, яркая, сочная, как южное яблоко. Все сыгранные тобою роли без сомнения помнят все твои зрители.
Партнерша ты блистательная. Мне посчастливилось партнерствовать с тобою во множестве спектаклей и концертов. Кого мы только не играли — и молодых влюбленных (ты! и я? – но это было), близких родственников, жителей дворцов и подвалов — и я всегда восхищался тобою, и на будущее надеюсь. Ты входишь в круг людей, составляющих славу театра и впредь должна много играть. Очень много. (Ты, конечно, никому и ничего
не должна, но как бы этого хотелось). Я надеюсь и жду.
Подруга ты для своих подруг верная, нерушимая.
Есть имена, — прозвучат, и станет тепло на душе, и «многое вспомнишь родное, далекое», театральные большаки, проселки, тропы, по которым шагали рядом и это не составляло печали. Есть имя – Наташа.
Все знают, что с возрастом все меньше чувствуешь возраст и наступает время самой активной деятельности в любой точке присутствия.
Самое время!
С.Володина. Есть имя — Наташа// Санкт-Петербургский курьер, 21-27 августа 2014