Яркая, стильная, ироничная, с великолепным чувством юмора, талантливая и смелая –это сегодняшняя Елена Симонова, заслуженная артистка России, одна из любимых учениц Рубена Агамирзяна.  3 июля Елена Симонова отмечает 35 лет творческой деятельности и служения в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской.  

 Удивительно сложилась судьба той маленькой, как ей тогда казалось, невзрачной  девочки: «мимо театрального института я проходила дважды, делая вид, что не имею к нему никакого отношения. Столько красавцев, красавиц и талантливых людей я не видела нигде. Мне даже стыдно было по одной улице с ними ходить! Когда шли эти раскрепощенные свободные люди, я делала вид, что иду просто мимо …Итак, я просто ходила туда-сюда, не осмеливаясь войти, пока моя подруга не взяла меня за руку и туда не привела…»  (из интервью с Е.Симоновой)

В детстве она занималась в студии артиста Александринского театра Александра Александровича Анисимова, а еще – спортивной гимнастикой. Но о спорте на сцене в жанре театрального анекдота Елена Симонова расскажет дальше….

«До встречи с Сан-Санычем я себе представляла забавную картинку актрисы в быту: с намотанным полотенцем на голове, с ногтями, сигаретой и телефонной трубкой. И эта актриса (то есть я) протяжно так говорит манерным голосом: «Ал-лёёё». Мне так нравилась эта картинка, что я была готова пойти в Театральный, чтобы ее реализовать. Самое интересное, что примерно этим я сейчас занимаюсь в кино. Хожу некой бизнес — вумен и манерно говорю «Аллё»!» (из интервью с Е.Симоновой)

Училась Елена Симонова старательно, не забывая наблюдать, впитывать и постигать азы ставшей уже любимой профессии.

У нас был очень разносторонний курс: были ребята, которые учились в университете на физмате, были те, кто учились в в ГИТИСе в Москве и приехали сюда, были из Сибири…. Много оказалось взрослых, продвинутых, читающих не только классику, но и самиздат. А я, человек из простой семьи, ничего этого не знала. Мама работала на заводе, папа – машинистом. Он был ужасным романтиком, а бабушка – на редкость уникальна по темпераменту,  мимике, органике. И это в некоторой степени передалось нам. …

Было столько открытий! Я была одной из самых младших на курсе, очень зажата,  терялась среди этих красавцев и красавиц, но скромно делала свое дело. А вот потом, на 2 курсе, когда пошли характерные этюды, я стала раскрываться (из интервью с Е. Симоновой).   .

Дебютом юной актрисы на сцене Театра им.В.Ф.Комисссаржевской стала роль Кати в спектакле  «Дети Ванюшина» по пьесе  С. Найденова.

«А «первой большой ролью стала для меня Ася Мартыненко в «Лакейских играх». Я понимала, что играть главную героиню и вести от начала до конца роль – это очень большой труд. И вот этому я училась у Ландграфа Станислава Николаевича, он  это делал с блеском. Я училась распределять себя от первой сцены до финала, потому что талант – талантом, а держать форму спектакля в определенном ритме от начала до конца могут далеко не все….

Когда я пришла в театр, у меня было много разнообразных ролей, но мне так не хватало капустников! Здесь, в театре, были очень сильные капустники, но, чаще всего, в мужском исполнении. Группа называлась «Ребята с Ракова» (тогда Итальянская называлась улицей Ракова), и в нее входили Валера Дегтярь, Костя Демидов, Юра Корольчук и др. Они потрясающе красиво выходили и пели всякие куплеты. Как мне хотелось постоять где-нибудь сзади, тоже что-то  поделать на их фоне, испытать чувство радости и благодарности потрясенных коллег!» (из интервью с Е. Симоновой)

Уже первые годы работы в труппе Елена Симонова ярко заявила о себе в спектаклях  «В этой девушке что-то есть», «Лакейские игры», «Эти свободные бабочки», «Адам и Ева», «Убийство Гонзаго» и др. В последствии, став одной из ведущих артистов труппы, она была отмечена критикой в спектаклях «Преступление на Козьем острове»,  «Ричард III», «Приглашение в замок», «Кин IV», «Мистификатор», «Яма». В ее  исполнении роль нелепой забитой  проститутки укрупнилась, стала одной из сильнейших актерских  работ спектакля.

Встреча с болгарским режиссером  А. Морфовым  внесла  в амплуа актрисы новые художественные краски. Работы в спектаклях «Дон Жуан» и «Ваал» стали неожиданными открытиями в творчестве актрисы.   В спектакле «Ваал» ее героиня Эмилия, сталкиваясь с подлинным чувством, проходит путь от бездушной богатой куклы до страдающей бомжихи. В спектакле «Дон Жуан» уже взрослой актрисе режиссер специально поручил роль молоденькой крестьянки, которая, открывая в себе чувственность, учится бороться за свое женское счастье.

А вот и фельетон  «от Елены Симоновой» на спортивную тему:

Первые  гастроли с «Дон Жуаном» в Москву мне очень памятны. Впервые в жизни я упала. Это было фантастическое падение. До этого были падения, но  более комичные и легкие. Чужая площадка, поворотный круг стал вращаться, в зазор попал  помост, на котором  я вела сцену  с Пьеро, которого играет Родион Приходько. Произошло внезапное торможение, толчок, и я  лечу вниз. В процессе полета я надеялась, что соскочу удачно, потому что  я спортсменка — кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике. Не было падений, потому что всегда владела своим телом и ситуацией, могла рассчитать траекторию и никогда не была травматичной спортсменкой. И тут я все мысленно рассчитала: думаю, сейчас  спрыгну, отбегу и   сумею оправдать ситуацию,  обыграю, как будто поскользнулась, упала в воду и  — продолжу сцену. Но в это время меня начинает спасать  партнер, схватив  за юбку.  Я понимаю, что падаю  даже не спиной, — головой вниз. Он тоже спортсмен, кандидат по плаванию, и тоже не  уступил  в реакции, желая меня спасти. Видимо, кандидаты в мастера спорта отличаются особенно. В этой мизансцене не хватило только  мастера спорта по художественной гимнастике  Маргариты Бычковой…

Впоследствии актриса не раз удивит зрителей резкими поворотами своего амплуа. Трогательная, чистая девочка Ася из «Лакейских игр» — и трагически нелепая, забитая проститутка Сонька в «Яме»… Великолепная в своей нарочитой наивности и простоте Шарлотта из «Дон Жуана» (почти клоунский шарж!) — и гротесковая мадам Кукушкина из «Доходного места», где актриса купается в брызгах сценического юмора и пародии, транслируя через «анекдот» проблемы общества, отдельно взятого человека в этом обществе.  В спектакле «Ваал» ее героиня Эмилия, стремительно падая по социальной лестнице вниз, обретает там, на дне, человеческие эмоции, через боль и страдания обнаруживая, наконец, своё «я»…. «Даже эпизодическую роль мадам Тюркаре прекрасная Елена Симонова превратила в феерическое шоу», — писала критика. В драме «Эрос» П. Когоута роль Эстер, дочери главного героя,  обремененной комплексом Электры, зазвучала  неожиданно жестко, с  долей горького трагизма. Из советской эпохи  приходит к нам  и другая героиня Симоновой буфетчица Хороших в забытом Богом и людьми поселке из пьесы А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» 2014г. Сумбурная, своенравная, с  изломанной войной   судьбой,  — разрывается  она между  двумя любимыми, люто ненавидящими друг друга  мужчинами – сыном и мужем.

Филигранно и мастерски прочерчивает Е. Симонова трансформацию своей героини, номенклатурщицы Валентины в спектакле «Шизгара». Карикатурный образ партийного работника вдруг обрастает эмоциями,  истинными чувствами, и в финале спектакля – это уже драматическая героиня, живая и теплая, со своими личными мечтами и надеждами.

«Чудо из чудес — работник культуры Валентина — Елена Симонова. Осуждающее «поминание Господа всуе», жест, которым она пытается вернуть растрёпанным волосам на затылке форму «ракушки», поучающие интонации речей – всё создаёт портрет чиновницы. Убеждённостью в своей правоте, пожалуй, и сильна эта представительница номенклатуры…» (Е.Омецинская. Они хотят быть нужными// Невское время, 9 апреля 2014 г.)

«Я могла бы быть воспитателем – чем больше детей, тем лучше. Я бы их организовывала, развлекала, что-то с ними придумывала. На занятиях йогой нас иногда спрашивают, какой педагог нам нравится…  А мне они все нравятся, потому что каждый дает что-то свое. Так и каждый спектакль, каждый режиссер. Я благодарна своему театру, потому что тут много чего мне было дано – ролей, встреч режиссерских и партнерских, я очень многому научилась.  И сейчас мне интересна даже не роль – я играла их много (и роли в красивых платьях, и характерные, и героические, и порыдала, и посмешила). Меня общий смысл интересует сейчас, режиссер, который может заразить, идея к которой мы могли бы все вместе прийти. Совместное, общее,  — вот что стало интересно сейчас» (из интервью с Е.Симоновой).

Героини Елены Симоновой в кино и сериалах снискали ей большую популярность: «Лапа-Растяпа», «По имени Барон», «Бандитский Петербург», «Линии судьбы», «Танцор», «Мангуст», «Потерявшая солнце», «Дневной Дозор», «Лабиринты разума», «Короткое дыхание», «Птица счастья», «Там, где живет любовь», «Адвокат», «Слепой», «Срочно требуется Дед Мороз», «Добрая подружка для всех», «Дыши со мной», «Робинзон», «Семейный очаг», «Страховщики» (гл.роль), «Любовь и прочие глупости», «Наружное наблюдение», «Провинциал», «Я отменяю смерть», «Околофутбола», «Ищу попутчика», «Папа в законе», «Лучшие враги», «Апперкот для Гитлера»,  «Завтра утром», «Счастливая жизнь Ксении»,  «Купчино», «Селфи с судьбой», «Северное сияние. Когда мёртвые возвращаются» и пр.

Занята в спектаклях: «Двенадцать месяцев», «Дон Жуан», «Доходное место», «Прошлым летом в Чулимске», «Тише, афиняне!», «Шизгара»

Страница на официальном сайте театра: www.teatrvfk.ru/truppa/simonova/

«Я без очень многого не могла бы жить, мне много чего надо. Но главное – это все равно любовь. Любовь близких, родных, зрителей, коллег, моя собственная любовь к этому театру и людям, которые меня здесь окружают. Когда тебе комфортно, все получается и летит, тебе легко  — значит, ты купаешься в любви….Помните сцену Дорониной и Ефремова в машине из фильма «Три тополя на Плющихе»? Нюра (Доронина) отвечает Саше (Ефремову): «Я не каждый год и в Волге-то купаюсь… А в любви – купаюсь…» — и  так она это сказала!…» 9из интервью с Е.Симоновой)

 Во время самоизоляции артисты Театра им.В.Ф.Комиссаржевской сделали много интересных онлайн-проектов. Одним из них стал «День Шекспира в театре» ко дню рождения великого английского драматурга.  Одним из лучших стал дуэт Елены Симоновой и ее великолепного партнера, в котором они исполнили сонет №21.

Посмотрите: https://youtu.be/vwWU6X6chf0