Заслуженный деятель искусств России

Родился 23 марта 1943 года в городе Пугачев Саратовской области. В 1960 г. — окончил школу. 1960-1961 гг. — санитар Областной клинической больницы. 1961-1966 гг. — учеба в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (специальность — театровед).
1966-1967 – литературный редактор комбината производственных предприятий ЛО Музыкального фонда СССР.
1967-1968 — редактор городского отдела Ленконцерта.
1968-1987 гг. — помощник главного режиссера по литературной части Ленинградского Драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
1987-1992 гг. — заместитель директора по репертуару и работе с драматургами Ленинградского Драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
С 1992 г. по настоящее время — художественный руководитель Санкт-Петербургского драматического Академического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
1998-2008 гг. — Секретарь Союза Театральных деятелей России Член коллегии Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Имеет многочисленные печатные работы.

Награды и премии

1987 — присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ»;
1999 — присвоено звание «Заслуженный деятель искусств России»;
2013 — награжден Премией имени Андрея Толубеева в номинации «за сохранение и развитие отечественной традиции репертуарного театра, театра-дома»;
2017 — лауреат Художественной премии «Петрополь» за «многолетнюю преданность театру и творческое долголетие»;
2018 — вручение Памятной медали Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации за проведение шефских концертов в районах боевых действий Демократической республики Афганистан в 1988 г.
2018 — Почетная грамота Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга «за активное участие в международной деятельности Санкт-Петербурга, а также в связи с 75-летием со дня рождения»;
2018 — Почетная грамота Администрации Центрального района Санкт-Петербурга «за большой личный вклад в развитие театрального искусства Санкт-Петербурга и в связи с 75-летием со дня рождения»;
2018 — Благодарственное письмо Вице-губернатора Санкт-Петербурга «За значительный вклад в развитие сферы театрального искусства Санкт-Петербурга и в связи с 75-летием со дня рождения».

Именно Виктору Новикову во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру имя Григория Горина: на нашей сцене состоялся дебют блестящего драматурга, ставшего близким другом Виктора Абрамовича. Прочитывая в год до 600 пьес, Новиков очень скоро стал в своем деле асом.Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию главного режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии. О редком умении Новикова хранить дружбу ходят легенды.Он дружил с Иосифом Бродским, его близкий друг – Михаил Барышников. Он умеет поддержать, помочь в трудную минуту конкретным делом. Природное лидерство, чуткость к переменам, прекрасное владение ситуацией, тонкое понимание человеческой природы, умение решать организационные задачи творчески, преданность своему театру — все эти качества Виктора Новикова стали необходимыми ему и в статусе художественного руководителя театра. В самые трудные постперестроечные времена его театр сохранял достоинство и творческое лицо. И сегодня Театр им. Комиссаржевской — один из самых посещаемых театров города, театр, в котором художественные задачи решаются без ущерба зрительскому интересу. Одно из последних великих деяний худрука является осуществление грандиозной реставрации театра, какой не было со времен Веры Комиссаржевской. Он не боится приглашать молодых режиссеров, открывать новые имена. В содружестве художественного руководителя Виктора Новикова и болгарского режиссера Александра Морфова театр обрел новое творческое лицо. Спектакли «Дон Жуан», «Ваал», «Сон в летнюю ночь», «Мыльные ангелы» определили новый стиль театра, соединив притягательную карнавальную легкость, современные сюжетные коллизии и проникновенную искренность. Театр активно сотрудничает с театральными коллективами Балканских стран, является одним из участников NETA. Благодаря стараниям Виктора Новикова и единомышленников, театр хранит актерскую преемственность, дорожит памятью о былых эпохах, о Рубене Сергеевиче Агамирзяне.
Виктор Новиков – один из самых уникальных людей в человеческих отношениях. Он искренен и постоянен в дружбе, умеет прощать и умеет любить людей. Благодаря этим качествам и заслугам театра, труппа очень много гастролирует. За последние годы театр побывал в Македонии, Израиле, Польше, Словении, Словакии, Германии, Италии, Японии, Чехии и т.д. Театр им. В.Ф. Комиссаржевской — участник выдающихся мировых фестивалей.

Эдуард Кочергин:

Виктор — один из значительных радетелей театральной культуры города. Оглянитесь вокруг: таких мало. Виктор вырос на спектаклях театра, он создатель атмосферы и имиджа театра. Он делатель культуры театра. Это самое ценное. (…). Он ходит на все новое, происходящее в городе. Я вижу его в Русском музее, Эрмитаже, он ходит на все премьеры. К тому же у него потрясающее чувство юмора и природный абсолютный вкус. Он постоянен в своих дружбах, своих привычках. Это редкое качество по нынешним временам. Абсолютно надежный человек. Он никогда не откажет в помощи. Помогает всем. Он остался для нас положительным гением места. Он мне родной по философии и по способу мышления и по человеческим качествам, по душевной близости. Но главное – доброта и внимание к тем мелочам, из которых делается театр, жизнь и сам человек.

Виктор Новиков:

Для чего существует театр и нужен ли сегодня традиционный театр вообще? Театр будет нужен всегда. Хороший – тем более. Только в театре вы можете познакомиться с живым искусством актера. Каждый спектакль – это новое произведение искусства. Если архитектуру называют застывшей музыкой, то в театре не бывает ничего застывшего. Актер одну и ту же роль каждый раз играет по-разному. Только он может заставить вас смеяться и плакать, только он может заставить вас сопереживать. Для нас встреча с вами – всегда праздник и всегда радость, вне зависимости от того, что происходит в городе, в стране, в мире. Нам важны ваши глаза, ваши эмоции и ваши аплодисменты. И каждый раз, когда поднимается занавес, мы смотрим с надеждой и доверием в зрительный зал. Мы счастливы, что наш труд, наша работа, наше искусство востребованы. Потому что театр без зрителя не существует.

Видеосюжеты