ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ…

 Юбилейный ноябрь и творческий вечер к 80-летию народной артистки России  ТАМАРЫ АБРОСИМОВОЙ

 11 ноября народная артистка РФ Тамара Абросимова отметит в родном театре им.В.Ф.Комиссаржевской своё 80-летие. Это будет Юбилейный вечер  актрисы в цикле «Театральные встречи на Итальянской». В этот день будут представлены эпизоды из спектаклей с участием народной артистки, Тамара Михайловна примет поздравления от коллег и учеников.

В течение всего ноября Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представляет цикл спектаклей под названием «Если бы знать…»  с участием актрисы. Это спектакли «Страсти по дивану» ( 6 ноября), моноспектакль  в исполнении Т.Абросимовой « О жизни, смерти и любви» по произведениям И.Бунина, А.Чехова, Н.Лескова (последний показ!!!),

спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…» (9 ноября), Юбилейный вечер Тамары Абросимовой (11 ноября), «Если бы знать…» (18 ноября), а также сказка для детей в постановке режиссера  Т.Абросимовой «Двенадцать месяцев» (2, 10, 30 ноября).

Вот уже 56 лет она выходит на сцену, а именно на сцену театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Такую преданность на всю жизнь одному театру можно встретить редко…

Народная артистка России Тамара Михайловна Абросимова окончила Школу-студию МХАТ, где училась у знаменитых педагогов. Масштаб дарования актрисы ярко проявился в период, когда театром руководил легендарный режиссер Рубен Агамирзян. Творческими ориентирами для нее тогда стали Галина Семеновна Комарова, Олег Георгиевич Окулевич, Михаил Дмитриевич Ладыгин, много других замечательных артистов. Ее роли в спектаклях «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна), «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа), «Театральная комедия» (Лиза), «Продавец дождя» (Лиззи), «Царь Федор Иоаннович» (Ирина), «Пять вечеров» (Тамара) вспоминают до сих пор. В 1980 году Тамара Абросимова  снялась в картине «Я – актриса», где сыграла мать Веры Федоровны Комиссаржевской. Сегодня Тамару Абросимову можно увидеть в спектаклях  родного театра: «…о жизни, смерти и любви», «Эрос», «Страсти по дивану».

При захватывающей одухотворенности и неисчерпаемой фантазии в выборе художественных средств, поступков для Тамары  Абросимовой характерна сдержанность, скупость жеста, четкая логика. Графическая ясность рисунка ролей актрисы обнаруживает работу скрупулезную и методичную. Амплуа актрисы не вмещается в рамки конкретного определения. Ее героиням свойственны лиризм, мягкий юмор, скрытая теплота и человечность.

Старожилы театра до сих пор помнят ее удивительные работы в спектаклях «Время любить», «Преступление и наказание», «Царь Борис», «Зеркало», «Дети Ванюшина», «Если бы небо было зеркалом», «Насмешливое мое счастье», «Нашествие», «Еще не вечер», «Принц и нищий», «Продавец дождя», «Новоселье в старом доме», «Старик», «Аморальная история», «Дневник Анны Франк» и многие другие…

Тамара Абросимова – тонкий и вдумчивый режиссер. В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской до сих пор идет яркий и захватывающий спектакль для детей «Двенадцать месяцев», многие помнят «Маленькую принцессу» в ее постановке,

спектакль-концерт, посвященный Дню Победы и концерт, посвященный  70-летию  снятия Блокады Ленинграда, концерты-посвящения Вере Комиссаржевской. Она поставила несколько спектаклей в театре Университета Бирмингема и Санкт-Петербургской Консерватории, где преподает мастерство будущим режиссерам оперного театра. Тамара Абросимова преподавала в Петербургской Академии театрального искусства, и сегодня рядом с ней на сцене работают ее ученики.

Ее фильмография невелика, но значима. Тамара Михайловна очень строга и избирательна к киноролям. В ее списке киноработ – фильмы «Жизнь Матвея Кожемякина», «Софья Перовская», «Зыковы», «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», «Бал», «Я – актриса», «Шаги императора» и другие.

Сегодня актриса занята в четырех спектаклях репертуара.

В удивительно тонком и невероятно концентрированном моноспектакле, сочиненном режиссером Тимуром Насировым и Тамарой Абросимовой по произведениям И.Бунина, Н.Лескова, А.Чехова « …О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И ЛЮБВИ» — есть то, ради чего люди идут в театр: «Актриса извлекает из прозы «драму человеческой души» и постигает ее пронзительно и отважно, наполняя очень личными обертонами. Но никакого надрыва, мелодраматизма, или – упаси Бог! – патетики. Светлое платье, светлая шляпка, светлый зонтик над головой… (И. Цимбал. «Сентиментальные заметки, или Ностальгия по Петербургу»// журнал «Искусство», №12/2003)

Моноспектакль «О жизни, смерти и любви» актриса Тамара Абросимова сочинила вместе с режиссером Тимуром Насировым и художницей Еленой Орловой, как только в театре им. В.Ф. Комиссаржевской открылась камерная сцена. Абросимова одной из первых в театре ухватилась за возможность самостоятельной работы и взяла в союзники любимых авторов – Бунина, Чехова, Лескова. Проза этих мастеров в ее исполнении звучит с редким благородством и музыкальностью. Конечно, ее  увлекла и актерская задача — сыграть в один вечер три разные женские судьбы (русскую эмигрантку в Париже, высокородную дворянку и крепостную актерку), меняя интонации (от элегантного грассирования на французском до утробного простонародного плача) и внешний облик (Тамара Михайловна с ее сияющими глазами в ореоле светлых волос может легко, без особых ухищрений превратиться в жизнерадостную девушку на выданье, а изящно перевитый газовый шарфик или  накинутый на плечи грубый платок тотчас меняют осанку, манеры, пластику). Моноспектакль — ностальгия по любви  — полюбился за эти годы не только петербуржцам. Подобно кукольному ангелу, тихо пролетающему над сценой в финале, Тамара Михайловна своим повествованием «О жизни, смерти и любви…» готова нести веру и надежду всем, кто в этом нуждается.

Театральный критик Лиля Шитенбург писала: «Понимание и  присвоение материала такое, что, кажется, актриса и сама могла бы рассказать нашим классикам немало важного, интересного о том, что такое медленно, по капле истекающая жизнь и несостоявшееся счастье. На крохотной сцене — одинокая немолодая актриса. Над сценой  — бескрайний простор несчастливой нашей родины, снег, чистый, как в детстве, лихая троечка… И как неизбежное приложение к пейзажу – пролитая кровь, бесконечные муки осмелившихся полюбить сердец и трогательный лесковский «плакончик» — то ли водочки, то ли слез. В игре Абросимовой нет почти ничего поверхностно-фольклорного, однако в интонации ее, в самой чистоте речи слышно что-то древнее и знакомое — «вековечный надрыв причитаний отголоском старинных молитв». «Смысл во мне — от Бога», — звенел  лесковский тупейный художник голосом Тамары Абросимовой. В выходящих на сцену актерах, наверное, тоже должен быть такой смысл. Иначе — зачем?»

В спектакле «СТРАСТИ ПО ДИВАНУ» — старейшая женщина семьи, бабушка, уже  покинувшая этот мир, но посещающая своих родных в мыслях, чувстве вины, воспоминаниях. Тамара Абросимова и не пытается играть инфернального или потустороннего персонажа. Это поручено вспомогательным средствам театра. Она просто более спокойная и  неторопливая, более мудрая и любящая, чем те, кого она оставила еще на этой земле. Она беседует с ними, помогая найти ответы, вспомнить что-то важное и вернуть любовь к близким.  Проникновенно сыгранную роль Бабушки в  пьесе «Страсти по дивану» в марте 2013 года  увидели зрители не только нашей страны, но и американцы (гастроли театра в США), о чем свидетельствуют яркие рецензии на этот спектакль.

В спектакле-концерте «Я ВЕРНУЛСЯ В МОЙ ГОРОД…» есть два пронзительных эпизода в исполнении актрисы: Стихотворение Зинаиды Гиппиус «  14 декабря 17 года», посвященное Д.Мережковскому и невероятное по глубине боли и света стихотворение Ольги Берггольц « Третье письмо на Каму». Тамара Абросимова не декламирует текст, не читает его – она рассказывает и о себе тоже. О том, что в день начала войны отец и она, тогда совсем маленькая девочка, сфотографировались у Львиного каскада в Петергофе – на память. О том, как папа настаивал на эвакуации в Тулу, но бабушка воспротивилась, а тот эшелон был разбомблен; о том, как остались в Ленинграде, а отец попал на Волховский фронт и строил Дорогу жизни; о том, что все-таки в феврале 1942 года они с мамой уехали в Вологодскую область, где было козье молоко и кусок хлеба; о том, а в 1944 году вернулись в любимый город, и первое, что увидели — разрушенный Никольский рынок и остов дома, о дне Победы, который она  встречала в детском садике на Измайловском проспекте в новом розовом передничке с белыми горохами…  А еще о том, как с группой комиссаржевцев ездила в горячие точки в Афганистан, Германию и Монголию, как со своим моноспектаклем летала в разрушенный войной Цхинвал… О том, что нет ничего страшнее войны….

К юбилею творческой деятельности актрисы в 2018 году режиссером Олегом Куликовым был поставлен спектакль «ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ…» по пьесе современного французского драматурга Э.-Э.Шмитта «Если начать сначала…», где у Тамары Абросимовой – бенефисная роль.

«Школа-студия МХАТ за плечами и 55 лет на сцене родного театра, иными словами – отменная выучка и умение владеть собой не позволяют ей, как большой актрисе, накручивать лишние эмоции, которые у автора не прописаны. Она – камертон, под который непроизвольно подстраиваются партнеры во время общих с Абросимовой сцен. Ее героиня – бабушка Саши Александра, добрая бойкая старушка, преисполненная внутреннего достоинства, – великолепна как с ведром и тряпкой, так и в платье с длинным шлейфом» (М.Кингисепп. Один день и целая жизнь// Вечерний Санкт-Петербург, 21 ноября 2018).

«Её игра — интеллектуальное исполнение, высочайшее мастерство, предельная правдивость, конкретность каждой реакции. Режиссёр дал нам возможность увидеть настоящий, живой театр без излишнего нагромождения смыслов и усложнения и без того сложных взаимоотношений героев» (А.Вольховский/ Отзыв ВКонтакте).

 Народная артистка России ТАМАРА АБРОСИМОВА:

«Я очень люблю быть на сцене и счастлива, что до сих пор могу выходить на подмостки. Часто говорят после спектакля: «Ты, наверное, очень устала?!» Но это другая усталость, не усталость при мытье пола или стирке, — это счастливая усталость.

А на момент репетиций я становлюсь чуть другой. Всегда ведь интересно искать мотивацию поступков другого человека. Спектакль «…О жизни, смерти и любви» объединил произведения трех авторов (Бунина, Чехова и Лескова) тем, что в каждом из них у женщины была любовь, и всякий раз – «не-встреча». Давным-давно, еще в детстве, на меня произвел неизгладимое впечатление хореографический номер «Слепая»: с двух сторон по диагонали бежали юноша и девушка, но они так и не встретились — это производило ошеломляющее впечатление. К сожалению, такие траектории и в жизни нередки. Эти же рассказы согревали меня тем, что в них поведано о любви на всю жизнь. А без любви, думаю, искусства не существует».

 Награды и премии:

В 1988 г. – присвоено звание народной артистки РФ

2015 — Благодарность Президента Российской Федерации Абросимовой Тамаре Михайловне, артистке Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Академический драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской» — «За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность»

2019 – Лауреат Высшей театральной премии «Золотой Софит» в номинации             «За творческое долголетие и верность театру»