15 сентября 2019 г. исполнилось бы 80 лет Станиславу Ландграфу – народному артисту РСФСР, лауреату Государственной Премии СССР. Он ушел из жизни в декабре 2006 года, но до сих пор благодарные зрители вспоминают его, сыгранные роли актера, ум, иронию, стихи уникального человека…

9 сентября на радио «Петербург» вышла передача, посвященная памяти большого Актера. Ведущий «передачи «Петербургская панорама» Алексей Ерохин и вдова Вера Николаевна Ландграф напомнили радиослушателям и зрителям о Станиславе Ландграфе.

Вера Николаевна прослужила в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской 60 лет в качестве художника-гримера, заведующей гримерным цехом. Все годы она поддерживала и помогала мужу, а после его смерти трепетно хранила и хранит память о нем.

Станислав Ландграф родился в Ленинграде. Ему не исполнилось и года, когда семья оказалась на Колыме. Волею судьбы детство Ландграфа прошло среди ссыльных и зэков. Был одним из первых учеников Матвея Дубровина в Театре Юношеского Творчества при Ленинградском дворце пионеров. B 1961 году окончил Ленинградский государственный театральный институт им. A. H. Островского, курс E. И. Тиме и И. О. Горбачева. Ещё студентом 4 курса был приглашён в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, на сцене которого прослужил почти полвека.  Его преданность своему Театру была общеизвестна, его девизом было: каждая роль — главная.

Станислав Ландграф был одним из ведущих актёров театра Рубена Агамирзяна, сыграл более ста ролей, в самых различных жанрах — от трагедии до фарса. Наибольшую известность актёру принесла роль Бориса Годунова в трилогии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», за которую он в 1984 году вместе с режиссёром-постановщиком и исполнителем роли царя Фёдора Владимиром Особиком был удостоен Государственной премии СССР. Бесспорно, с именем Ландграфа связана важнейшая эпоха в истории становления театра Рубена Агамирзяна: это герои горинских пьес — Мюнхгаузен, Герострат, пьес Шатрова «Большевики» (Свердлов) и «Синие кони на красной траве» (Рассказчик). Творческая индивидуальность артиста была своеобразна и оставалась востребованной в любое время, как настоящий Художник, артист обладал даром художественного отражения жизни. Актеру повиновались все жанры — от трагедии до фарса. В этом диапазоне актер существовал естественно, тонко и умно — от драмы-притчи М. Фриша «Андорра» до легких фарсовых «Французских штучек». . Его чеканный стиль умел придать спектаклю ясность, логику действия, укрупняя подчас смысл происходящего до философского масштаба. Актер соблюдал редкий художественный такт и чувство меры. Актерская палитра неустанно обновлялась, пополняясь новыми оттенками и художественными открытиями.

Станислав Николаевич был одарен и в литературном жанре. Его знаменитые посвящения и эпиграммы известны всему Ленинграду-Петербургу. За книгу стихов и мемуаров «Что дальше, лорды, что дальше?..» он получил Царскосельскую художественную премию в номинации «Мастер не своего дела».

Актер умер от сердечного приступа за рукописью новой инсценировки пьесы «Забыть Герострата», которую он сам и собирался поставить. Незадолго до смерти с великолепной мрачной иронией он расписал порядок своей будущей панихиды: «К своей собственной панихиде я отношусь как к премьере, в которой мне предстоит сыграть новую роль…». Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

…Когда умру, прошу, сожгите,

чтоб ярко вспыхнул, а не гнил…

и надо мной не голосите

сакраментальное «он был!»…

Я был, и есть —

уж не корите! —

и буду до тех самых пор,

пока меня последний зритель

из доброй памяти не стер!..

Станислав ЛАНДГРАФ