«Легкое дыхание» Ольги Белявской

 25 сентября – юбилей заслуженной артистки России, актрисы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Ольги Белявской. Не стоит указывать конкретные даты, вы всё равно не поверите. А вот посмотреть спектакли с ее участием – пожалуйста! – их много в репертуаре ее родного театра: «Бесконечный апрель» Я.Пулинович, «В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Доктор Живаго» по роману Б.Пастернака, «Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера, «Живой товар» по произведениям А.Чехова, «Мыльные ангелы» по пьесе Э.Кинтеро «Тощий приз», «Утоли моя печали» С.Буранова, «Шизгара» по роману Ю.Вознесенской «Женский декамерон»

По окончании Театрального училища им. Щукина при московском театре Вахтангова Ольга работала в Рижском театре  русской драмы. Спустя год поступила в труппу Ленинградского  Малого драматического театра, и первая же роль в спектакле Г. Яновской «Стеклянный зверинец» привлекала внимание критики. Спустя несколько лет актриса перешла в Молодежный театр на Фонтанке, где с успехом сыграла роли своих современниц в пьесах «новой волны». Актриса работала с известными режиссерами, такими, как Лев Додин («Татуированная роза»,  Роза) и Ефим Падве  («Утиная охота», Ирина).

С 1991 года  Ольга Белявская работает в труппе театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Отличная  вахтанговская школа позволяет актрисе  играть  разноплановые  роли – от лирических героинь  до острохарактерных.

Актриса очень рано начала сниматься в кино. В ее списке ролей фильмы самых различных жанров: «Ярослав мудрый», «Осенний подарок  фей», «Мелодия  на два голоса», «Будь здоров, дорогой», «Дело для настоящих мужчин», «Белые ночи», «Тартюф», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Ленинград. Город живых», «Два гусара», «Первая ночь луны», «Агентство НЛС», «Чужое лицо», «Улицы разбитых фонарей», «Фаворит» и пр.

Актриса  Ольга Белявская умело пользуется  характерностью,  иногда смелыми штрихами  изображая  яркие  портреты героинь.  Так, в спектакле «Дон Жуан» ее крестьянка Тисбея – шаржированный, почти клоунский персонаж, решенный в комедийном ключе; или Ольга — капризная,  избалованная и эгоистичная  из спектакля по пьесе С.Буранова  «Утоли моя печали». А какие уморительные Белка и Придворная дама в исполнении Белявской в детской сказке «Двенадцать месяцев»!  А в спектакле «Живой товар» А.Чехова актриса работает в редкой  акварельной стилистике,  делая образ  воздушным и легким.

Сегодняшний творческий период для Ольги Белявской можно назвать не только очень плодотворным, но и счастливым. Режиссеры наперебой предлагают актрисе роли. За последние пять лет она сыграла в спектаклях Ивана Латышева, Романа Смирнова, Григория Дитятковского. Леонида Алимова. Ее секрет прост – она умеет слушать и слышать режиссера, а ее талант помогает создать актрисе верный образ с точными угаданными чертами, штрихами и «занозами».

Точный и выверенный образ «пролетарской» девочки Гали создала актриса в тонком, удивительном спектакле И.Латышева «Бесконечный апрель»:

«Галя-старшая, явно происходящая из «кухаркиных детей», с первой минуты в доме матери Вениамина (вот оно, квартирное уплотнение 1920-х годов!) ищет, что бы ещё отжать у бывших господ, не страдает хорошими манерами и даже апельсины будет до конца своей жизни поглощать, сплёвывая косточки на пол. «Барский» дом так и не станет её домом. Но в отличие от Любы – Бычковой, грузной и потрёпанной жизнью дамы в модном в 1980-е годы австрийском пальто, Галя – Белявская жизнью не побита, в её заносчивости есть гордая своевольность и постоянное желание указать всем место». (Е.Омецинская. Жизнь, разбитая как сахарница// Невское время, 18 июня 2015)

 «Ефиму Каменецкому, Маргарите Бычковой и Ольге Белявской (Галина — девочка из коммуналки, потом — жена Вени) пришлось найти особый способ существования, так как они играют героев в детстве, в зрелом возрасте и в старости. Образ детства задается буквально несколькими штрихами. Вот Галя в школьном синем платье, с воинственными, отрывистыми движениями и интонациями, чуть более укрупненными, становится женщиной, уезжающей к любовнику, но та нитка жемчуга, которую девочка Галя присвоила себе, обрамляет и теперь ее шею, и детская улыбка, короткая стрижкасловно отсвет той, довоенной, девочки…» (Е.Строгалева. Песня невинности. Она же – опыта// ПТЖ, 5 июня 2019)

Сегодняшние героини Ольги Белявской обладают удивительным качеством: несмотря на ярко выраженный характер, каждая из них имеет свой излом, свое «второе дно», свой маленький секрет, который так стремятся разгадать – но не получается…

Бесспорной удачей стала роль стюардессы в спектакле Р.Смирнова «Шизгара». В бойких монологах внешне благополучной женщины, в высокомерной браваде вкусившей сладкой жизни неожиданно приоткрывается надлом и затаенная обида человека униженного. «Стюардесса Альбина (Ольга Белявская) бравирует бурной молодостью и обладанием заграничных шмоток и знанием той, забугорной, жизни, а затем делится своей детской драмой, ожесточившей ее» (Е.Кузнецова. Спектакль «Шизгара»// Время культуры, 27 февраля 2014).

«На сцене женщины из категории сильных – полное попадание в реальные типажи. Испытания сделали непробиваемой стюардессу Альбину – Ольгу Белявскую. После смерти матери она словно панцирем обрастала показной разудалостью, цинизмом, вульгарностью, которые помогли ей выжить и даже кое-что нажить. Жесты, походка,, которыми Белявская награждает свою героиню, типичны для приблатненного, своего в доску парня…» (Е.Омецинская. Они хотят быть нужными// Невское время, 9 апреля 2014 г.)

В ряду последних достижений актрисы нельзя не упомянуть о великолепной работе в спектакле режиссера Г.Дитятковского «В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого:

«В музыкальном многоголосии есть женские партии. Флейта Ольги Белявской исполняет несколько миниатюр, сюжет которых невероятен, как ситуации в пьесах Ионеско. Одна из них «Очередь», это явление вместе с советским понятием «дефицит» почти исчезло из нашей жизни, и текст звучит как абсурдистская поэма. «Сразу заняв очередь в ясли, я уже записалась на холодильник. Очередь двигалась со скоростью раз в пять лет, и я помчалась по магазинам… Трещал мороз, я заняла очередь за купальником и побежала занимать очередь на Юг, и тут же заняла очередь с Юга. Бегу за валенками, вижу, выбрасывают босоножки — заняла. Tут же записалась на ремонт. Побежала на работу. До обеда выскочила, заняла очередь в столовую на обед и тут же на вечер в ресторане, тут же в гардероб, и тут же из гардероба. Хорошо — все в одном месте…» (Цитировать хочется бесконечно.) Вечная суета, поспешность, пустые хлопоты, бессильный и отчаянный «крутеж» современного, сегодняшнего человека отразились в этом монологе, написанном сорок с лишним лет назад… Белявская играет этакую женщину-кошечку, неважно — юна она или уже не очень, способную обнаружить в любом нелепом положении поводы для счастливого мурлыкания. Эта роль (как и все, впрочем) рассчитана на очень точное существование — необходимо музыкальное, надбытовое голосоведение, без видимого погружения в характер» (е.Тропп. Не о прошлом, а о настоящем// Петербургский театральный журнал. Блог, 11 января 2017).

«Флейта» – з.а. РФ Ольга Белявская – легкая и задорная, наигранно-веселая и суетливая. И тоже нелюбимая…» (В.Тумко. Монологи о счастье // Санкт-Петербургский курьер, 9 марта 2017)

«Поразительно – автор произнес: «Я никогда не буду женщиной…», но природу чувств уловил. А Евгения Игумнова и Ольга Белявская помогли передать все разнообразие эмоционального ряда и женской логики. Они и тонкие, и грубоватые, и полные дуры, и прелесть какие глупенькие, но главное – со своими круглыми коленками и непредсказуемыми выводами – неотразимы» (Е.Алексеева. Дежурные по жизни// Санкт-Петербургские ведомости, 2 февраля 2017)

В одной из недавних премьер театра – спектакле «Доктор Живаго» по одноименному роману Б.Пастернака актриса Белявская играет роль Анны Ивановны Громеко. Играет мягко, неспешно, практически как Largo Антонио Вивальди, одаривая невероятно женственной и мудрой улыбкой своих дорогих Тоню и Юру, соединяя их своей любовью и тихо, как ангел, улетая ввысь…

Почти тридцать лет служит актриса в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Не раз удивляла она зрителя неожиданными гранями своего уникального таланта, —  заразительного и вызывающего  законную  любовь не только зрителя, но  и партнеров по сцене.

Народный артист России Георгий Корольчук:

Главная черта актерского дарования Ольги Белявской: умение управлять энергетикой таланта. Как легко она перелетает от Белочек и Кошечек к Джульеттам и Офелиям. Ах, какое удовольствие смотреть в ее глаза не сцене, в ее живые красивые глаза! Как элегантно играет она в твоих спектаклях!

Заслуженный артист России Александр Большаков:

Бесконечно любит театр и может всё! Оживит любой спектакль, любую репетицию — меня поражает ее жизнерадостность и оптимизм.  А еще Оля, как мне кажется, женщина страстная и любящая.

Заслуженная артистка России Евгения Игумнова:

Недавно я узнала, что существуют люди, у которых отсутствует ген депрессии. Что артисты – это люди, подверженные депрессиям. Тем не менее, мне кажется, что Оля – единственная актриса на земном шаре, у которой этого гена нет. Она даже в каких-то печальных настроениях всегда светла, всегда немножечко смеется над любыми тревогами. Она как будто бы НАД всем этим. И она действительно человек, у которого – вот! – легкое дыхание…