Опасные связи
Режиссер: Деян Пройковски
В ролях: Евгения Игумнова, Владимир Крылов, Маргарита Бычкова, Кристина Кузьмина, Александра Сыдорук, Денис Пьянов, Татьяна Самарина, Елена Андреева, Александр Анисимов, Александр Макин
Спектаклем «Опасные связи», премьера которого состоялась 12 апреля, театр имени В.Ф. Комиссаржевской продолжает программу сотрудничества с македонскими режиссерами. Кристофер Хэмптон переработал эпистолярный роман Шодерло де Лакло (один из лучших в своем жанре) в пьесу в 1980-х. Переработка оказалась столь удачной, что ее немедленно экранизировали с интервалом в год Стивен Фрирз и Милош Форман. В театре эта пьеса зажила своей вполне успешной жизнью. В Петербурге ее ставил Сергей Черкасский в Театре на Васильевском. Роль женского искусителя и соблазнителя юных девиц тогда отдали Евгению Дятлову. Роль его соперницы – маркизы де Мертей — Наталье Кутасовой. Герои в том спектакле были одеты в стилизованные под эпоху рококо костюмы и платья, а некоторым даже надели парики.
Деян Пройковски от примет времени в костюмах и сценографии решительно отказался. И там, и там – минимализм и, можно сказать, монохромность. Герои сплошь одеты в черное и строгое. Разве что мадам де Турвель (Кристина Кузьмина) поначалу разбавляет брутальную и мрачноватую компанию черно-белым нарядом, однако после грехопадения уверенно вливается в коллектив людей в темном. Основной элемент сценографии и главный мотив всего спектакля – клетка для птиц (художник Валентин Светозарев). К колосникам подвешен купол из стальных прутьев, который во втором действии спускают и, соединив с решеткой, свернутой в кольцо, превращают в гигантскую клетку. В ней один за другим оказываются все персонажи без исключения. Маленькие клетки развешаны по окружности купола и высвечиваются в многочисленных проемах задника, поставленного во всю высоту сцены.
В начале спектакля герои выходят на сцену, замирают в различных позах, а отмерев, рассаживаются на стулья вдоль авансцены и по очереди зачитывают роман. Представив друга друга и пунктирно наметив интригу, все расходятся в танце. Принцип пунктирности и тезисности изложения сохраняется до самого финала в отношении всех героев. В данной версии «Связей» нет лишних страстей, эмоций и дополнительных смыслов. Все четко и по-военному слаженно. Что определенным образом подчеркивается и хореографией, придуманной руководителем театра «Крепостной балет» Еленой Прокопьевой. Актеры, выполнив несколько фигур и шагов, застывают на месте как марионетки. Метафора считывается легко: каждый забавляется с другим, словно с вещью. Режиссер Пройковски использует трехходовую схему из серии «пришел – увидел — победил». Владимиру Крылову, прежде игравшему трогательных, наивных, рефлексирующих персонажей, отдали роль хладнокровного и циничного покорителя дамских сердец. В этом и состояла, пожалуй, основная интрига спектакля – удастся ли попытка замечательному актеру Крылову. И партия Вальмона как раз из того разряда, что называется, «на сопротивление». Артист сражается с ней все два с лишним часа сценического времени и не сказать, что в итоге выходит победителем. Зато безоговорочную победу одерживает Евгения Игумнова играющая маркизу де Мертей. В экранизациях и многочисленных театральных трактовках маркиза, как правило, коварная и расчетливая интриганка, которая, двигаясь к цели, спокойно шагает по головам и трупам. Совсем иную интерпретацию предлагают македонские постановщики. Мертей – женственна, очаровательна, полна нерастраченной любви и нежности. Месть ее виконту и прочим – это месть женщины, чьи надежды жестоко обманули. Но стойкость духа героине сохранить удалось, как удалось сохранить и достоинство.
В итоге зритель оказывается целиком и полностью на стороне несчастной маркизы. Остальные вызывают интерес ровно такой какой обычно испытываешь при виде музейных манекенов – антропологическое любопытство присутствует, однако за душу не берет.
Н.Эфендиева. Опасные связи// Пульс, май 2014