Сегодня Григорию Горину исполнилось бы 75.
В театре им.В.Ф.Комиссаржевской его фигура занимает особое место: здесь было 6 спектаклей по пьесам драматурга: «…забыть Герострата» (1972), «Самый правдивый» (1977), «Легенда о шутовском колпаке» (1978), «Феномены» (1984), «Кин IV» (1991), «Шут Балакирев» (1999). Пьесы «…забыть Герострата», «Кин IV» были поставлены впервые именно в этом театре. Таким образом, Рубен Агамирзян и Виктор Новиков открыли имя молодого драматурга Ленинграду. Григорий Горин и Виктор Новиков стали большими друзьями и соратниками на всю жизнь.

Художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков:
«Мы познакомились с Гришей и его женой Любой в один день. Конец зимы. Театр ставит пьесу «…забыть Герострата!». Пьеса вызвала огромный интерес у зрителя и была поставлена в сотнях театров. Да и сегодня многие театры обращаются к этой трагикомедии. Мы много разговаривали с Гришей о фашизме. Эта тема почти всегда затрагивалась в наших беседах. Фашизм для Гриши — это было любое унижение и оскорбление личности.
Гриша был абсолютно естественным человеком. Он умел поддерживать беседу, безумно любил застолье, вел стол, был тамадой. Энергия была фантастическая. Но при всей публичности — легко уходил в подполье. Это происходило тогда, когда созревал план пьесы или сценария и надо было садиться за стол писать.
Человеческое достоинство Гриша отстоял спокойно,без видимого напряжения. К нему рано пришла слава, поэтому не случайно, что многие партии и группы пытались вовлечь Гришу в свои сети. Он не поддавался. Он был кошкой, гуляющей сам по себе. Он был со всеми и ни с кем конкретно. Гриша не мог, не хотел и не умел приспосабливаться. Он был драматургом на все времена. Не был привязан к сиюминутным событиям и ситуациям. Его всегда интересовала вечность. Философский взгляд на сегодняшние события трансформировался в историях «Мюнхгаузена», «Тиля», «Шута Балакирева», почти все его вещи в разное время были поставлены на сцене нашего театра.
Гриша был ребе: к нему обращались за советом политики и писатели, артисты и режиссеры, художники и бизнесмены, военные и юристы… Он почти всегда знал, как поступать в той или иной ситуации. Его глубокая порядочность в непорядочном мире удивляла многих.
Все Гришины произведения рождались из любви. Ему физически было трудно кого-либо или что-либо ненавидеть. Ненависть –очень сильное чувство и свойственно определенным людям, с определенной психикой. У Гриши не то, что творчество – жизнь была построена на любви.
Думаю, никого удивляет, что сегодня в нашем театре Александр Баргман репетирует пьесу Горина «Дом, который построил Свифт».

Григорий Горин, как пишут в энциклопедических словарях, писатель-сатирик, драматург, сценарист, автор ряда литературно-публицистических статей. Сегодня, благодаря легендарным фильмам Марка Захарова, его воспринимают, в основном, как драматурга. Свои пьесы Горин писал с 1966 года по 1999 годы. Реплики героев его пьес давно растасканы на цитаты. Во всех своих пьесах Горин обращается к вечной проблеме человеческого выбора, показывает, как трансформируются нравственные нормы и ценности в социально-конкретных, частных обстоятельствах. Горин никогда не укладывался в какое-либо направление. Он не писал «о герое современности», не был писателем «новой волны» или автором «производственных» пьес. Горин пишет пьесы-параболы: чем меньше внешние формы происходящего в них напоминают современность, тем больше это происходящее напоминает современный «этот безумный, безумный мир….». Модель общества, созданная художником – актуальна, любой отрезок истории Горин превращает в наше настоящее. Каждый частный отдельно взятый герой неизбежно оказывается действующим лицом в системе государственно-политического устройства, выраженного конкретными официальными учреждениями, должностными и частными лицами.
Горин и вслед за ним театр показывают, сколько мужества, стойкости требуется, чтобы человек просто мог оставаться самим собой, сколько энергии затрачивает общество, не только в лице отдельных своих представителей, но целых институтов — государственной власти, суда, церкви, — чтобы подчинить его, заставить его жить, как все, как большинство, а он все равно возвращается к себе самому, свободному, мыслящему, каким создал его Бог.
В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской готовится к постановке пьеса Г.Горина «Дом, который построил Свифт». Эта пьеса – о проблеме выбора для каждого из нас: один способ существования — быть как все, «не высовываться» (Великан), другой – честно служить, не задумываясь о смысле самой жизни (Констебль), третий (Свифт)– создать свою, собственную реальность… Сегодня, когда политическая ситуация обоюдоостро касается всех, когда общество расколото, когда люди запутались и не могут понять, что хорошо, а что – плохо, темы пьес Горина по-прежнему актуальны. И по-прежнему он напоминает нам о таких забытых понятиях, как нравственность и сострадание, любовь и прощение.
Последняя горькая и трагическая насмешка Свифта: вся страна — большой дурдом… (Госпиталь был действительно создан и работает до сих пор, являясь самой старой психиатрической клиникой Ирландии).