VIII Международный фестиваль «Петербургский театральный сезон» прошел в этом году в Тбилиси с 11 по 18 ноября.
Фестиваль «Петербургский театральный сезон» возник в 2007 году. Его главная задача – способствовать культурным, социальным и туристическим контактам между Петербургом и различными городами планеты, мировыми культурными центрами. В фестивальной афише «Петербургского театрального сезона» – самые интересные и востребованные постановки Санкт-Петербурга, концерты звезд музыкального искусства, творческие акции, перформансы. «Сезон» всегда представляет спектакли высокого художественного уровня и демонстрирует жанровое и стилистическое разнообразие театрального творчества северной столицы России. Европейцы называют этот проект «лицом театрального Петербурга», а российские журналисты – «театральным окном в Европу». Спектакли фестиваля с успехом проходили в Праге, Хельсинки и Милане. Фестиваль выезжал на Ближний Восток: в Тель-Авиве и Хайфу. В 2008 году «Петербургский театральный сезон» был гостем Берлина, в 2012 – Дрездена, в 2013 с небывалым размахом прошел в Марселе – культурной столице Европы 2013. В рамках фестиваля проходят официальные встречи делегаций Санкт-Петербурга и принимающей стороны. Подписываются соглашения о взаимном сотрудничестве в сфере культуры и туризма. В этом году «Петербургский театральный сезон» пройдет в столице Грузии – Тбилиси и знаменует собой новый дружественный этап в истории отношений двух городов.

17 ноября Санкт-Петербургский Академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской показал спектакль «Ночь Гельвера» (режиссер Александр Баргман) по одноименной пьесе Ингмара Вилквиста. Спектакль – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (лучший спектакль на малой сцене, лучший актерский дуэт), участник «Маски Плюс».
1930-е годы, некое европейское государство перед войной, трагическая судьба двух людей: слабоумного Гельвера и его приемной матери. В этой сложной истории есть все: злободневность, политическая позиция автора, любовь, сострадание, слепота и прозрение человеческой натуры. Александр Баргман создал спектакль аппозиционный современному обществу, а значит неравнодушный. Режиссер лишил зрителей возможности быть отстраненными, посадив их впритык к камерному пространству человеческой трагедии. Публика не просто адресат режиссерской позиции, а еще один герой истории, где ужасы человеческой ненависти и красота человеческой любви вступают в неравный бой. И все же злобные крики за сценой – безлики, а сущностным и реальным являются лишь отношения двух любящих людей. Продолжительность спектакля — 1 час 30 минут без антракта.

Также в программе фестиваля:

11 ноября Санкт-Петербургский государственный драматический театр «Приют Комедианта» представил спектакль «Пигмалион» (режиссер Григорий Дитятковский) по одноименной пьесе Бернанда Шоу. Мелодраматичная версия одной из самых знаменитых пьес XX века известна всему миру по легендарному фильму-мюзиклу «Моя прекрасная леди» с Одри Хеппберн в главной роли. Совсем другая история в спектакле Григория Дитятковского: не о преображении и любви, а о проникновении сферы культуры, искусства, поэзии, прекрасных звуков в безобразную реальность. Режиссер и главный герой пытаются найти ответ на непростой и по петербургски умный вопрос: возможно ли содержательное изменение, или человеческий ум властен лишь над внешней оболочкой явлений? Блестящая актерская игра наделяет историю увлекательностью и очарованием, а режиссерская работа – интеллигентностью и вкусом. Высокая поэзия творения нового человека рассказывается с иронической и несколько грустной улыбкой создателей. Продолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом.

13 ноября Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза им. Андрея Миронова» представил сценическую фантазию режиссера Андрия Жолдака «Мадам Бовари» по мотивам одноименного романа Гюстава Флобера. После первой публикации этого произведения, в 1856 году, в обществе разразился скандал. Автору и издателям книги выдвинули обвинение в оскорблении морали и привлекли к судебному разбирательству. В наше время роман «Мадам Бовари» – признанная классика французской прозы и входит в обязательную школьную программу. Густав Флобер смог описать феномен личной страсти без куртуазных сцен, а лишь вооружившись мастерством художественного слова (лингвистический шедевр – «сцена в карете»). За произведение, скандальность которого, казалось, канула в лету, взялся один из самых эпатажных режиссеров современного европейского театра – Андрий Жолдак. Для него нет эстетических, пространственных, временных и, на чей-то взгляд, этических границ в театре. Снабжая действие культурными, телевизионными, жизненными цитатами современности, он уничтожает художественную реальность оригинала и дарит ему новую жизнь, природу, жанр, значение которых далеко не каждый критик может определить. Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут с одним антрактом.

15 ноября Санкт-Петербургский драматический театр «Мастерская» Григория Козлова представил спектакль «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова». Комедия по пьесе А. Н. Островского «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)» – заключительная часть трилогии о поисках Мишей Бальзаминовым богатой невесты значительно переосмыслена создателями спектакля. Сюжет, как и положено в комедии, прост: избалованный, капризный маменькин сынок Мишенька, совершенно не приспособленный к жизни, с младенчества опекаемый женщинами, живущий в мире грёз и иллюзий, пытается найти себе невесту, которая нежным, эфемерным образом воплотит мечты. Но режиссер спектакля Григорий Козлов на незамысловатой фабуле и весьма тривиальной коллизии исследует феномен материнской любви: любви жертвенной, всепоглощающей, иногда созидательной, а подчас – разрушительной. Исполнитель заглавной роли – Максим Студеновский создает обаятельный и трагический образ «маленького человека», несправедливо смешного в своем обыкновенном человеческом желании мечтать. Продолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом.

12 и 14 ноября в 19:00 на сцене театра «Роял Дистрикт» (Royal District Theatre) прошли спектакли «Кабаре »Нафталин»» Петербургского театрального товарищества «Комик-Трест». «Нафталин» лучшее аристократически-кислотное кабаретное шоу Санкт-Петербурга, в нем традиции кабаре «Серебрянного века» отражаются в клипово-кислотных брызгах сегодняшнего времени. Танцы, пантомимы, клоунады, кукольные номера, скетчи, шуточные «фирменные блюда». Быстрая смена сценических масок и характеров, работа актеров на сцене и вовлечение зрителей в шоу. Представление уникально, потому что на нем весело без исключения всем. Продолжительность спектакля 1 час 10 минут без антракта.

«Петербургский театральный сезон» в Тбилиси стал событием и для столицы Грузии, и для Санкт-Петербурга, подарил бесценную возможность общения и возобновил традицию взаимного уважения и интереса к культурам друг друга. Безусловно, такие фестивали имеют колоссальное влияние как на развитие искусства и творчества, так и на улучшение отношений между гражданами разных государств.

Организатором VIII Международного фестиваля «Петербургский театральный сезон» является «Нева-Арт» при поддержке Секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии, Посольства Грузии в Москве, Театра киноактера им.М.Туманишвили в Грузии