Нет мероприятий на указанный период.

16+ 

По мотивам произведений Ф. Достоевского

Режиссер-постановщик — Иван Шалаев
Художник-постановщик — Иван Шалаев
Ассистент художника-постановщика — Анна Видинеева
Композитор — Алия Гришель
Помощник режиссера — Анна Петренко
Выпускающий продюсер — Юлия Московская

Петербург живет крайностями. Его улицы либо погружены в кромешную темноту, либо залиты бесконечным светом. Дожди сбивают с ног, наводнения сносят дома и мосты, но после каждой бури вода вновь становится смиренной гладью. Так и душа ищет успокоения — среди тревог, одиночества и внезапных и редких вспышек счастья. «Белые ночи» — история о поиске равновесия. О попытке схватиться за другого, если не нашёл опоры в себе. О любви как спасательном круге, который может удержать на плаву, но и унести в открытое море. На сцене — город в резких контрастах. Черно-белая графика растворяется в акварели, застывшая вода оживает в ритме дыхания. Герои балансируют на грани света и тени, надежды и отчаяния, того, что кажется вечным, и что длится одно единственное мгновение.

Свет белых ночей: путеводный или ослепляющий, прозрачный или скрывающий правду?

Премьера состоялась 17 июня 2025 года
Продолжительность спектакля — 2 часа

Обратите внимание: в спектакле используется сценический дым.

Действующие лица и исполнители:

Мечтатель Василий Гетманов
Настенька Ангелина Столярова
Старик Анатолий Журавин
Бабушка заслуженная артистка России Ольга Белявская

Пресса о спектакле

В июне Театр имени Комиссаржевской на малой сцене выпустил премьеру молодого режиссера Ивана Шалаева. Ученик Юрия Бутусова взялся за постановку раннего произведения Федора Достоевского «Белые ночи». В получившемся спектакле все проникнуто поэтикой Петербурга, молодостью и ее бескомпромиссностью. Иван также выступает в роли художника-постановщика.

На сцене выстроена набережная реки Фонтанки, с узнаваемыми цепными оградами и фигуркой Чижика-пыжика, на которого так походит главный герой. На заднем плане два огромных треугольника, как разные берега реки. Треугольник в этой постановке — основная фигура, претерпевающая много трансформаций. Он может выступать островом, помостом, горкой или каморкой. Внутри он скрывает настоящий потолок с лепниной. Да, и сам сюжет будто то бы вертится между трех точек — он, она и Петербург.

Петербург Ивана Шалаева — это город загадочный и поэтичный, кажется, вот только разгадал загадку, а он поворачивается другой стороной. То сумрачный и промозглый, то ослепительно яркий, иногда вовсе помпезный, а то внезапно трогательно уютный. В него Мечтателя (Василий Гетманов) вдувает, он кашляет, дрожит от сырости, мечется по набережной, пока его не прибивает к старику (Анатолий Журавин), рыбачащему на берегу. Старик ухмыляется и дивится новоявленному петербуржцу, с которым пускается в пространное рассуждение о городе и превратностях жизни. Они кидают монету Чижику и загадывают желание. Старик ловким движением выуживает из Фонтанки шкалик. «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил.» — будет напевать он. Почти через весь спектакль где-то далеко, на заднем смысловом фоне, будет звучать скорбная мудрость: «если бы молодость знала, если бы старость могла». Вон они, два чижика в Петербурге, то весело, то грустно жить на берегах Невы.

Но все же главное отдано в этом спектакле любви, мечтам и бурлящей жизни. И вот уже Настенька (Ангелина Столярова) прорывается через треугольные берега, являясь будто бы из пены, и ошарашивает Мечтателя и Старика. Вся такая несчастная, неустойчивая, тонкая, балансируя на парапете, падает в их руки, теряя туфельку на весьма высоком каблуке. И даже юбка у нее весьма примечательная, сродни занавескам в Эрмитаже по форме и цвету, она удивительным образом меняет свою длину по ходу действия. Настенька юна, неопытна, и живет как в кино. На следующий день случается новая встреча, где она пребывает в облике «инкогнито в большой шляпе и очках», а Мечтатель в образе денди в желтом пиджаке. И где-то замаячили старые итальянские фильмы. Но нет, это все тот же Достоевский.

Дальше режиссер по мере продвижения сюжета будет подробно исследовать феномен восторженной влюбленности и эмоциональных качелей. Для Мечтателя Настенька прежде всего муза. А для Настеньки же эфемерная любовь — это очарование постояльцем, точнее, его далеким певучим голосом. Здесь Иван Шалаев обращается к оперным сюжетам и дает речь постояльца двуязычным текстом на экране: русский и итальянский идут бок о бок. Бабушка (Ольга Белявская) любит оперу и вспоминает, как она слушала «Цирюльника» в молодости. Хочется отметить, что образ бабушки не мрачен, не трагичен. Начиная, казалось бы, с интонаций «пиковой дамы», она дальше пускается шутить, с восторженностью рассказывать о романах с пикантными сюжетами, кружится и меняет наряды. Кажется, что это вот Настенька, ну чуть старше, но все такая же ветреная и восторженная, и порой взбалмошная.

В конце же Старик и Бабушка сойдутся на том же мосту, что и Мечтатель и Настенька, но опять им не суждено быть вместе. Так и останется она вечной невестой, с букетиком цветов в руках, призрак петербуржских набережных.

В этой постановке молодой режиссер удачно подобрал актеров. Заслуженные артисты дают глубину и мудрость этому спектаклю, а молодые кружат и двигают его своей энергией, восторженностью, порой даже некоторой неумелостью, придающей очарование, что дает истории объем и некоторую временную ретроспективу. Иногда в этой постановке художник побеждает режиссера, но при этом знакомая история обретает поэтичность, сглаживая трагичность повествования и внушая веру в любовь.

Наталья Яковлева, Арт-журнал «ОКОЛО»