Project Description

16+

Трагикомедия по повести А.П. Чехова
Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова
Художник – постановщик – Анвар Гумаров
Художник по костюмам – Марина Агапова
Художник по свету – Тарас Михалевский
Педагог по вокалу – Анна Чернова
Хореограф – Римма Саркисян
Художник-модельер – Юлиана Кошкина
Звуковое оформление Елены Лосевой
Художник по гриму – Анна София Китаева

Белое солнце Кавказа. Белое пространство сцены, кипящие человеческие страсти, конфликт темпераментов, взглядов, непримиримость мужских характеров. Близость женщины… Дуэль нравственная, словесная, физическая в отсутствии победителя.

Премьера состоялась 21 января 2021 года
Продолжительность спектакля — 3 ч. с антрактом

Действующие лица и исполнители:

Лаевский Иван Андреевич Владимир Крылов
Фон Корен Николай Васильевич Александр Макин/ Иван Васильев
Самойленко Александр Давидович з.а. России Владимир Богданов
Битюгова Марья Константиновна з.а. России Маргарита Бычкова
Никодим Александрович з.а. России Александр Вонтов/ н.а. России Георгий Корольчук
Надежда Федоровна Кристина Кузьмина/Елизавета Фалилеева
Кирилин Егор Алексеевич з.а.России Александр Большаков/Александр Анисимов
Дьякон Победов Вадим Лунгу (стажёр)
Ачмианов Александр Ганелин
Кербалай Василий Гетманов (стажёр)
Говоровский Алексей Бондаренко

Пресса о спектакле

Главный режиссер театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов взял курс на серьезную русскую литературу и воплощение идеи, что главное наше спасение – вера в возможность чуда. После сценической адаптации «Доктора Живаго» Пастернака о русской революции, «Матрениного двора» Солженицына о феномене русской бабы, «Обломова» Гончарова о нашей иррациональном неучастии, более чем логично возникает «Дуэль» Чехова об извечном нашем антагонизме, когда мы по любому поводу идем стенка на стенку. 21 января состоится премьера «Дуэли», и накануне мы встретились с режиссером, чтобы выяснить: что для него самое главное в знаменитой повести Чехова.

Мне кажется невероятно важным в русском репертуарном театре иметь разноплановые спектакли по чеховским произведениям, благо творческое наследие Антона Павловича дает нам такую возможность. Есть у него и коротенькие водевили-шутки, есть и юмористические рассказы, есть массив классических пьес, есть смешные «бытовые» рассказы и тексты просто-таки на уровне античных трагедий, – выбирай, что хочешь, что тебе необходимо и что волнует в данный момент твоей жизни творческой и человеческой… И хотя, конечно, повесть «Дуэль» – знаменитая, есть инсценировки, идут спектакли в разных театрах, существуют киноверсии и все-таки нет такой «заигранности», что ли, как, к примеру, у пьес «классической обоймы»…

«Дуэль» написана в один из переломных периодов жизни Чехова. Совсем еще молодой, 30-летний человек возвращается из чудовищно тяжелой во всех смыслах – физическом, моральном, душевном, психологическом, – поездки с острова Сахалин, по сути, из кругосветного путешествия, с уже начавшимся и стремительно развивающимся туберкулёзом. Чехов – врач, он прекрасно знает, что с его болезнью задуманное им путешествие смерти подобно, но все равно уезжает, и итогом становится великая книга «Остров Сахалин». Но первое беллетристическое произведение, которое он пишет по возвращении — это все-таки «Дуэль»

Именно с этого момента, мне так кажется, начинается «новый» Чехов, за 13 лет до смерти. Здесь начинается Чехов «Чайки», «Вишневого сада», рассказов «Архиерей», «Невеста», «Черный монах», «Палата №6» — это Чехов абсолютных полутонов, нюансов, слов между словами и мыслей между слов. Здесь уже часто говорится одно, подразумевается другое, думается третье. И это новый, совершенно переродившийся после поездки по стране и миру Чехов-писатель, человек и гражданин

В этой поездке Чехов уловил, как меняется мир. И поэтому «Дуэль» (помимо «ста пудов любви», как это всегда бывает у Антона Павловича) — о зарождении новых общественных идеологий, которые очень быстро завоевали думающие головы и Европы, и России. И очень скоро мир будет разделен именно на те идеологические страты, которые так блестяще описал Чехов в «Дуэли»

Мне кажется просто потрясающим название повести – «Дуэль». Дуэль – это сюжетообразующая вещь, это то, что произойдет с главными героями в финале истории, но и всё пространство этой истории – это сплошная непрекращающаяся дуэль. Каждого с каждым. Идеологическая, любовная, внутрисемейная.

Два главных героя «Дуэли» Лаевский и фон Корен представляют две полярные идеологии. Это идеология практически фашиствующего, жестокого индивидуалиста Николая фон Корена, недаром зоолога, и Ивана Лаевского, недаром филолога, рефлексирующего, слабого и проповедующего, сам не осознавая того, идеологию непротивления зла насилию… Но! Мне видится, что эта история – прежде всего о возможности веры как чуда. Поэтому (и со мной согласны, к счастью, и мои коллеги, мои товарищи-актеры) мы делаем историю о молодом, нелепом, смешливом, не очень образованном дьяконе Победове, который противопоставлен «сверхчеловеку» фон Корену и «лишнему» человеку Лаевскому. И я абсолютно убежден, что Победов — alter ego самого Антона Павловича, герой, через которого он транслирует свои мысли и убеждения

Когда у дьякона спрашивают, хорошо ли он образован по богословской части, он искренне отвечает: «Да не очень…». Вера не в знании. Вера – в большом и добром сердце. Он, может быть, и был не очень прилежным учеником, и многого не прочел, не записал, не понял, но вот то, что убивать нельзя, он просто знает и все. Вернее, верует в это. И только лишь эта безусловная и ничем непоколебимая вера юного дьяка спасает очень многих участников истории. Дьякон — ангел. Спрятанный у Чехова под рясу этого священника, вечно голодного и ловящего каждую свободную минуту рыбок в море. У Чехова всегда так, без всякого морализаторства – каждый делает выводы сам…

Кстати: В спектакле занят Георгий Корольчук, который почти полвека назад сыграл роль молодого дьякона в хрестоматийном образце «золотой коллекции советского кино» «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфеца, в котором антагонистов Лаевского и фон Корена сыграли Олег Даль и Владимир Высоцкий.

21 января в Петербурге состоялась премьера спектакля «Дуэль»

https://spb.aif.ru/culture/21_yanvarya_v_peterburge_sostoyalas_premera_spektaklya_duel

Санкт-Петербург, 22 января – АиФ-Петербург.

21 января в театре имени В.Ф.Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Дуэль». Спектакль по одноимённой повести А.П.Чехова в постановке главного режиссера театра Леонида Алимова характеризуется прежде всего, как мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. Он насыщен неожиданными поворотами сюжета и крепкими актерскими работами.

И, действительно, стоит отдельно отметить великолепный актерский состав данного спектакля. По словам зрителей, посетивших премьеру, особо была отмечена сильная и запоминающая работа актрисы Кристины Кузьминой, исполняющей роль Надежды Федоровны. И, безусловно, прекрасная работа заслуженной артистки России Маргариты Бычковой в роли Марьи Константиновны. Также в спектакле задействованы такие актеры, как Георгий Корольчук, Игорь Андреев, Александр Ганелин, Владимир Богданов и другие.

Как описывает режиссер спектакля, «Дуэль» – это повесть, прежде всего, о зарождении новых общественных идеологий, которые очень быстро завоевали думающие головы и Европы, и России. И мир очень быстро будет разделен именно на те идеологические страты, которые так чутко уловил и блестяще описал А.П.Чехов. Одна из основных мыслей повести – моральная гибель личности, не имеющей в жизни цели, нравственных ориентиров.

«Лично для меня эта история о вечном конфликте человека со своей реальностью, который находится вне времени, вне эпохи. Сиюминутные порывы, жажда быстрых удовольствий, пренебрежение вечными духовными ценностями и попыткой быть цельной личностью – такая драма победила многих. Поработит она и мою героиню», – так рассказывает о данном спектакле актриса Кристина Кузьмина.

Продолжительность спектакля – 2 ч.40 мин. с антрактом

Также зрители могут насладиться данной премьерой театра 23 января.