31 октября 2015 года исполняется 25 лет сценической деятельности заслуженной артистки России Маргариты Бычковой.
Неохватная сила любви этой актрисы обрушивается на всё и всех вокруг: на роли, спектакли, партнеров, учеников, детей и коллег. Ее творческая жизнь необычайно многогранна: она играет в театре и кино, преподает актерское мастерство будущим кинорежиссерам, сочиняет капустники, уже в качестве режиссера ставит спектакли. Как и все актрисы в театре, она столкнулась со своими «этапами взросления» в этой сложной профессии, но никогда не жаловалась на судьбу, жизнь, отсутствие ролей или достойных режиссеров….В детстве она занималась гимнастикой и даже стала Мастером спорта. Вероятно, качества профессионального спортсмена помогают ей и в выбранной профессии – сила духа, терпение, выдержка, умение проходить, сжав зубы, длинные дистанции и побеждать. Теперь она – не только заслуженная артистка России, но и настоящий Мастер сцены.
Новый мощный виток открытия актрисы произошел в спектакле А.Морфова «Сон в летнюю ночь», где М.Бычкова впервые сыграла дуэт с петербургским «Чаплиным» — Сергеем Бызгу, найдя, по сути, своего «второго клоуна», своего идеального партнера. Имея в арсенале роли (Мэри Пень) минимум сценического текста, она сумела с помощью пластических выразительных средств (жестом, взглядом, вздохом, чувством) показать великую любовь-поклонение перед «гениальным» мужем, самодеятельным режиссером, простым ремесленником. И ее идеальная вера заставила поверить в него и тех, кто оказался рядом. Великолепный ансамбль спектакля «Сон в летнюю ночь» неслучайно стал лауреатом «Золотого софита», став новой легендой театрального Петербурга.
В следующем спектакле Александра Мофрова «Мыльные ангелы» она, как отмечалось в прессе, сыграла «кубинку, русскую душою…». Великолепная «сотканность» М.Бычковой и С.Бызгу надолго закрепила эту трагикомическую пару в творческом дуэте. Белый и рыжий клоуны, словно сошедшие с подмостков цирка, они продолжают свои маленькие представления и в жизненном пространстве спектакля, балансируя на качелях эмоций от трагедии — к комедии, от отчаяния – к любви….Природа искрометного юмора и, одновременно, поразительная трагическая глубина этих актеров заставляют зрителей в зале хохотать и по-настоящему рыдать, забывать суетные мысли, проблемы и даже самих себя…
Невероятно комичны, смешны и гротескны ее героини в «Двенадцати месяцах (Мачеха) и «Дон Жуане» (Матюрина). А вот подлинно трагический образ бывшей «зечки» Зины создает М.Бычкова в спектакле «Шизгара» по мотивам романа Юлии Вознесенской «Женский декамерон». Ее «соло» начинается со спины: все женщины в палате знакомятся, приглядываются друг к другу, перебрасываются словами. И лишь одна из них, словно прилепившись к стенке, с чуть обросшей «нулевкой» волос, по-прежнему не оборачивается…. И как выразительны напряженные и согнутые плечи, этот переломанный жизнью позвоночник, этот звериный быстрый взгляд! Нельзя забыть и страшный пронзительный ее монолог, когда сидит она на полу в казенном халате, вытянув ноги, и по чуть-чуть, сквозь трудно выговариваемые слова и скудные капли забытых и забитых внутрь слез, выходит из зечки Зины страх, горечь, недоверие и ненависть…
В «Графомане» Александра Баргмана она создает, как пишут в критических рецензиях, «настоящую володинскую женщину»: «…и возникает Маргарита Бычкова с бигудями под капроновой косынкой. Не теряя своей эксцентрической природы, тихо-тихо перебирая полы кофточки грубыми руками своей героини Тани из шахтерского поселка, она тоненько-тоненько, тихо-тихо играет драму. Я вижу, как клоунесса Бычкова специально сутулит спину и сводит внутрь плечи, но под этим — обезоруживающий драматизм: «Нет любви, нет. Я долго верила. Я только недавно перестала верить» (Е.Гриневецкий. Против оголтелой прозы//Петербургский театральный журнал).
«Тебе знакома до боли, до дрожи, безответная, терпеливая Таня из шахтерского городка, вон, сколько их, таких добрых незлобивых женщин потянулось сегодня к нам с юго-востока Украины. Эта женщина перестала верить в любовь. Она старалась быть правильной, работала, ухаживала за пьющим мужем и его детьми. Но что получила взамен? Ничего, кроме унижения и закабаленности бытом. Выпадал ей шанс — встретила достойного мужчину, но застеснялась, испугалась быть рядом, а вдруг не оправдает надежд? Лучше уж так, без любви, без счастья…» (Е.Добрякова. Графоман// Журнал 33, 6 миллиона). А может быть, она и есть та истинная володинская женщина, которая «и коня – на скаку, и в горящую избу», а вечером, тихонько положив натруженные руки на вышитую скатерть, мечтает о том, сильном, решающим все-все проблемы, идеальном – любимом….
А спектакль «Театр»? Там режиссер М.Бычкова дарит всё свое сокровенное актерское — Тане Кузнецовой, рассказывает о себе, своих мечтах и надеждах через эту совсем непохожую на нее актрису….
Сейчас М.Бычкова репетирует в спектакле «Дом, который построил Свифт» А.Баргмана по известной пьесе Г.Горина влюбленную в Свифта Ванессу, где волшебство преображения героини созвучно волшебству ее таланта, ее глубокой актерской сущности.
С.Володина. (Копирование и использование текста только с разрешение автора).
Из творческой характеристики Маргариты Бычковой:
Окончив Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства в 1990 году, Маргарита поступила на сцену ТЮЗа, а с 1992 г. вошла в труппу театра им. В. Ф. Комиссаржевской. За четверть века она сыграла около тридцати разноплановых ролей. Работала с такими известными режиссерами, как Владимир Воробьев, Александр Морфов, Юлиан Панич, Вениамин Смехов. Яркое художественное воображение актрисы дают работающему с ней режиссеру ощущение свободы, в которой зарождаются и оказываются воплощенными самые дерзкие идеи. Ее взрывной характер несет обворожительную вихревую энергию, в которую радостно вовлекаются сценические партнеры даже на мизерном клочке сценического времени. Маргарита обладает пластической выразительностью, за счет которой даже бессловесные роли становятся главными. В «Безымянной звезде» актриса сумела проявить свою природу в роли мадемуазель Куку, ее «знойная Эсмеральда – существо нежной душевной организации. Она вся – в порывах, восторгах и трепетаниях». Страстная фанатичная любовь к профессии, ответственность в работе делают Бычкову отличным партнером, живущим по законам «команды». На счету – десятки разноплановых ролей режиссеров разных возрастов, школ и направлений, в их числе – смелые экспериментальные работы. В каждом спектакле М. Бычкова – активный соавтор, рефлексирующий на любое, самое нереальное предложение постановщика. Актриса владеет редким и самым трудным жанром трагической эксцентрики. Страстная любовь к профессии, ответственность в работе делают из нее отличного партнера и соавтора режиссера. Это показывают ее работы в спектаклях А. Морфова – «Дон Жуан», «Ваал», «Сон в летнюю ночь», «Мыльные ангелы», «Шизгара», «Опасные связи», «Графоман». В каждой новой роли талант раскрывается новыми гранями, она — неоднократный лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» — от морфовского «Дон Жуана» до баргмановского «Графомана». В 2012 году состоялся ее режиссерский дебют – интересный сложносочиненный моноспектакль «3D» по пьесе польского драматурга К. Бизё «Рыдания». Спектаклю была присуждена Вторая премия фестиваля «Монокль» в номинации «За многообразие приемов и форм в создании моноспектакля». Художественная дерзость, богатый актерский опыт и неуёмное желание творчества привела молодого режиссера на большую сцену, где она поставила спектакль, пользующийся большим успехом у зрителя – «Театр» по роману С. Моэма с Татьяной Кузнецовой в главной роли. Щедрость таланта проявляется ярко и в создании прославленных театральных капустников, в которых Маргарита Геннадьевна выступает и как автор, режиссер и исполнитель. Ее импровизационному дару восхищенно рукоплескали Сергей Юрский, Александр Калягин и обыкновенный рядовой зритель. Жажда творчества актрисы проявляется в разных аспектах деятельности. Актриса давно и успешно снимается в кино и на телевидении. Стала популярной после съемок в фильмах Рогожкина «Блокпост» А. и С. Снежкина «Брежнев». Многим зрителям запомнились ее яркие работы в фильмах «Белая гвардия», «Похороните меня за плинтусом», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Zолушка», «Retrum», «Семейный дом», «Наших бьют!», «Человек у окна», «Правило лабиринта», «Женский роман», «Семья», «Пари», «Подлинная история поручика Ржевского» и др. Маргарита Геннадьевна преподает актерское мастерство у будущих кинорежиссеров. М.Заболотняя. (Копирование и использование текста только с разрешение автора).