27 октября 2017 года у народного артиста России Ефима Александровича Каменецкого – творческий юбилей: 30 лет служения Театру им.В.Ф.Комиссаржевской. А 28 октября актер сыграет в спектакле «Прикинь, что ты – Бог»
В Театр им. В.Ф.Комиссаржевской Ефим Александрович пришел в 1987 году уже зрелым мастером, поработав до этого в Казанском ТЮЗе, БДТ им. Качалова, Рижском ТЮЗе и Ленинградском театре им. Ленсовета. В спектаклях Игоря Владимирова Ефим Каменецкий был партнером Алисы Фрейндлих, Леонида Дьячкова, Анатолия Равиковича, Михаила Боярского. Особенно яркой, запоминающейся стала его роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» по роману Ф. Достоевского. Именно тогда пришла к актеру известность: в спектаклях «Люди и страсти», «Человек со стороны», «Дульсинея Тобосская», «Вишневый сад», «Укрощение строптивой».
В театр им. В.Ф. Комиссаржевской актер пришел в 1987 году, где одной из первых его работ в театре стала роль Ведущего в «Колыме» И. Дворецкого. Здесь открылось то редкое для многих артистов искусство держать паузу, — в тишине передать душевную боль, трагедию сталинского времени, которую пережил его герой. Несуетность личности актера — в любой роли, каждая из которых становилась событием не только в личной творческой биографии артиста, но и художественной жизни города.
Яркая актерская личность завораживает зрителя в каждой роли. А их на нашей сцене было сыграно несколько десятков. И каждая становилась событием не только в творческой биографии артиста, но и художественной жизни города. Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного, Варенн из «Робеспьера», Учитель философии из «Полоумного Журдена». Высоко оценила критика роль Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина. У таких мощных актеров, как Каменецкий, не бывает маленьких ролей. Так, на скудном материале роли слуги и костюмера английского актера Кина из одноименной пьесы Г. Горина Е. А. Каменецкий сыграл жизнь и судьбу скромного служителя сцены, одержимого театром. Впрочем, и самого Ефима Александровича критики считают одержимым делом, которому он служит с такой искренностью и честностью. Рисунок этой роли был столь богат внутренними психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры «Кина IV» автор пьесы Григорий Горин сказал артисту: «Спасибо. Извините только, что я ничего этого не написал».
Его творческая страстность распространилась и на педагогическую деятельность. Е.А. Каменецкий преподавал мастерство не только в Петербурге, но и в Польше и Англии. Как ценитель и знаток литературы, Е. А. Каменецкий инсценировал Достоевского и Пушкина. Но главный смысл жизни актера – сцена, поэтому и камерный спектакль с его участием «Бесконечный апрель», и спектакль большой формы «В осколках собственного счастья» по текстам М.Жванецкого блестяще демонстрируют неистощимость таланта мастера, сумевшего выразить в судьбе своего героя судьбу целого поколения той страны, которая называлась СССР.
Ненавязчивое чувство юмора, художественный такт, абсолютная органика придают каждой работе актера удивительное изящество. Быть психоаналитиком и врачевателем душ для актера такого уровня — задача вполне реальная. Е. Каменецкий — актер универсальный, отлично владеющий искусством отстранения. Как человек, тонко чувствующий литературный материал, Ефим Каменецкий выступал и в качестве автора инсценировок (в театрах Русская антреприза имени Андрея Миронова, «За Черной речкой»), и в качестве режиссера. По заказу одного из Лондонских театров написал инсценировку по роману Достоевского «Преступление и наказание». Многие запомнили его в работах на телевидении. В историю петербургского театра и кино вошли фильмы-спектакли с его участием «Укрощение строптивой», «Ковалева из провинции», «Люди и страсти», «Кавказский меловой круг», «Равняется четырем Франциям». Многие помнят его по фильмам «Проводы белых ночей», «Строгая мужская жизнь», «Бабушкин внук», «Жизнь и приключения четырех друзей», «Деревенская история», «Чародейная ночь», «Он приехал в день поминовения», «Объяснение в любви», «Жена», «След на земле», «Бабушкин внук», «Подъезд с атлантами», «Томас Беккет», «Столыпин. Невыученные уроки», «Питерские каникулы», «Петр Первый. Завещание», «Счастливчик Пашка», «Личные обстоятельства»
У Ефима Каменецкого много учеников — несколько курсов выпускников Петербургской Театральной Академии, некоторые из которых стали популярными актерами города. Ефим Каменецкий преподавал мастерство в Польше и Англии.
Его талант распространяется не только на сцену… Его дар «быть человеком» чувствующим, нежным, мудрым и понимающим – едва ли не самый главный талант, которым он одаривает всех своих коллег, всех тех, кто соприкасается с этой душевной мудростью, прозрачностью любви, прощением и силой духа. Его можно назвать камертоном своего родного театра, — и по степени таланта, и по любовным затратам – на каждого…
В последнее время Ефим Каменецкий очень востребован. Его, тонкого, интеллигентного, умного и талантливого актера, хотят видеть в своих постановках многие режиссеры.
В спектакле Театра им. В.Ф.Комиссаржевской – «Бесконечный апрель» он сыграл главную роль Вени – мальчика из дворянской семьи, прожившего вместе со свой страной весь XX век. И вот здесь соединилось всё – и его личные качества, и удивительный актерский дар, и то, что пришлось пережить, прожить и принять совсем недавно, и дар прощения, смирения, и острое желание творить, играть, быть….За эту роль актер был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2015-2016 гг.) в номинации «Лучшая мужская роль» и Призом общества «Театрал»-2015.
В спектакле «Прикинь, что ты – Бог» он сыграл забытого слепого ветерана — одинокого человека на одинокой земле – несчастного, непонимающего, что происходит со страной, миром, людьми…
В спектакле «В соколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого вместе с партнером Г.Корольчуком он отразил поколение советских людей, которые состарились стремительнее, чем изменилась жизнь.
«Прекрасен дуэт двух духовых — Трубы и Тромбона: Ефим Каменецкий и Георгий Корольчук упоительно вытанцовывают комически-патетическое танго (режиссер по пластике Сергей Грицай), соревнуясь в умении быть изящно и ненавязчиво шутливыми. Персонаж Труба — романтичен и возвышен, а его самоирония в исполнении Каменецкого неподражаема (Е.Тропп. Не о прошлом, а о настоящем// Петербургский театральный журнал, 11 января 2017).
«Ефим Каменецкий («Труба») привнес в спектакль какую-то щемящую трогательность. Словно перенес – очень бережно и осторожно – из спектакля «Бесконечный апрель», за главную роль в котором народный артист России стал лауреатом «Золотого софита. Первый же монолог Каменецкого – «С вами этого не бывает?» – вызывал в зале взрывы хохота. Монологи по большей части грустные, а публика смеется. Под давлением снаружи юмор рождается внутри. (В.Тумко. Монологи о счастье// Санкт-Петербургский курьер, 9 марта 2017).
На сцене родного театра актера можно увидеть в спектаклях: «Двенадцать месяцев», «Безымянная звезда», «Прикинь, что ты – Бог», «Бесконечный апрель», «В осколках собственного счастья».
28