Я не люблю вполноги — всегда играю с полной отдачей. Такой у меня характер: я просто убеждена, что если уж мне посчастливилось родиться после войны, после блокады, я не имею права быть несчастливой. Счастье и любовь окружали меня всю жизнь, и с их помощью нам с мужем удается преодолевать любые неприятности.» (Н.Четверикова)
Заслуженная артистка России, актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской и известная киноактриса Наталья Четверикова 1 августа 2015 года отметила очередной творческий юбилей – 45 лет творческой деятельности. Ученица Рубена Агамирзяна, Наталья Четверикова принадлежит к плеяде талантливых, честных и невероятно работоспособных петербургских актеров, которые «держат планку» русской и петербургской театральной школы. Ее знает не только Петербург — благодаря кино эта лучистая девочка стала известна стране по фильмам «Семь невест ефрейтора Збруева», «Вылет задерживается», «Девочка, хочешь сниматься в кино?», «Шаг навстречу», «Двое в пути», «Дела давно минувших дней», «Любить», «Пятеро с неба» и другим, вошедшим в золотой фонд отечественного кинематографа.
Она никогда не была классической красавицей – скорее, — солнечной хулиганкой, этакой российской Пеппи с веснушками. Совершив «крутой вираж» отъездом в Мурманск, Наталья набрала сценического опыта, сыграв множество различных по амплуа ролей. Вернувшись в театр своего учителя Р.Агамирзяна, где играли и ее однокурсники, она вошла естественно, заняв свое особое место. Еще в начале творческого пути ею были сыграла яркие и значительные роли в спектаклях «Пять вечеров», «Не беспокойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве». Памятны ее работы в «Притворщиках», в «Идиоте», «Антиквариате» и многих других спектаклях. У своего учителя и режиссера Р.Агамирзяна она сыграла в спектаклях «Женитьба», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис», ставших легендой и историей русского театра. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях «Живой товар», «Утоли моя печали», «Невольницы».
Из биографии и воспоминаний:
Наталья Четверикова — петербурженка в пятом поколении. Мама была врачом, папа — инженером на Кировском заводе. Когда началась война, отца оставили работать в Ленинграде. К тому времени Наталья еще не родилась, но уже был ее старший брат Владимир, который впоследствии тоже стал актером.
«Володя пошел в театральную студию в нынешний ДК им. Ленсовета, и дома, увлекаясь поэзией, читал мне Есенина. Сажал меня на диван, ходил из угла в угол, бывало, что и книжка летала из угла в угол — с такой экспрессией это происходило, а я… я плакала от того, как он читал. Брат был человеком тонкой организации, позднее стал необыкновенным артистом, много лет работал а БДТ», — вспоминает актриса.
Наталья родилась после войны, и всю жизнь живет на Каменноостровском проспекте (когда-то он именовался Кировским проспектом). Это ее малая родина — Петроградский район, Аптекарский остров, знаменитый дом, где жили известный переводчик Михаил Лозинский, поэт Николай Заболоцкий, физик Петр Капица.
В 6 лет Наталью определили в кружок хореографии, а с пятого класса она сама записалась в кружок художественного слова в Доме пионеров в Лопухинском садике. Педагогом была Елена Аркадьевна Клочкова, у которой, оказывается, учился и Роман Громадский.
«Помню одно выступление, когда я читала щемящее тургеневское стихотворение в прозе «Щи»: в зале стоял рёв — все плакали. И этот сильный зрительский отклик я запомнила навсегда — он врезался мне в память», — рассказывает Наталья Четверикова.
В 1966 году Рубен Сергеевич Агамирзян впервые набирал свой собственный курс для Театра им.В.Ф.Комиссаржевской (с 1966 г. он стал художественным руководителем театра), и юная Четверикова поступила к нему. До сих пор она называет Агамирзяна ангелом-хранителем в профессии.
«Он говорил: «Надо быть верным самому себе». И я верна самой себе всегда. Во-вторых, он учил нас: «Никогда не меняйте театр. Пришли в один и будьте в нем: везде одни и те же проблемы. Будьте верны театру». Еще он говорил: «Что бы у вас ни случилось, оставляйте это за порогом. Нельзя приносить в театр похороны бабушки или болезнь ребенка». Он всегда требовал, чтобы в репетиционном зале мы были раньше него. Нас спасало море юмора и вечный хохот. Я точно прохохотала все четыре года, пока училась, — от удовольствия, от счастья, что я учусь у него, что просто общаюсь с ним. Он обладал потрясающим чувством юмора и был великолепным педагогом: сумел передать нам свои жизненные наблюдения. Ведь он и войну познал, и судьба у него складывалась не ох как гладко… Он так тонко понимал людей: у него же учителя какие — Зон, Товстоногов… А мы… Просто наше поколение послевоенное, оно благодарное. Когда Агамирзян входил в 35-ю аудиторию — словно праздник был у всех. И курс у нас был замечательный! Такие ребята… Многие уже, увы, ушли» (из воспоминаний Н.Четвериковой).
После третьего курса Наталья вышла замуж за Михаила Самочко (актер МДТ), а по окончании института в 1970 году молодая семья уехала в Мурманск. Спустя два года снова в Петербург их позвал Падве, и супруги решили вернуться. После рождения ребенка Наталья пришла в театр к своему мастеру и педагогу – Рубену Агамирзяну.
«Рубен Сергеевич всегда думал об артисте, о его развитии, ценил это развитие. Мы получали очень разноплановые роли. Сначала были вводы, а потом случился дебют в спектакле «Женитьба», роль Агафьи Тихоновны. Потом была большущая роль — Мария Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому».
Наталья Четверикова плавно вписалась и в современный репертуар театра. В спектакле «Невольницы» А.Островского актриса сыграла экономку Марфу Севастьяновну. В исполнении актрисы вновь сочно и вкусно зазвучал удивительный язык А.Островского. Актриса с особым юмором, комизмом и симпатией к своей героине нарисовала образ хитрой и вездесущей служанки, которая чувствует себя подлинной хозяйкой положения, с фантазией и искусством плетет свои интриги не только ради выгоды, но по зову души… Наталья Четверикова делает свою героиню уморительно смешной и «значимой», узнаваемой и проницательной, добавляя в образ психологическую достоверность и тонкость игры.
«Это вообще первая роль, которая мне трудно далась. И до сих пор я в день этого спектакля ничего не могу делать, ничем не могу посторонним заниматься. А ведь поначалу Марфа мне показалась незамысловатой… А потом я вдруг «копнула» ее и такую высокую планку себе поставила! Мне показалось, что ее нужно немного осовременить, приблизить из века XIX к нам, к нашему времени, сделать узнаваемой. Корольчуку (моему однокурснику и режиссеру этого спектакля) понравилось, он принял эту Марфу — такую, что теперь зрители после спектакля говорят: «Ой, у нас такая же на работе» или «Ох, у меня соседка точно такая…»
Театр им.В.Ф.Комиссаржевской поздравляет Наталью с творческим юбилеем и надеется, что ее творчество будет радовать зрителей и в новых ролях.