Project Description

16+

Сценки для театра в двух действиях

Автор – Матей Вишнек
Перевод с румынского Анастасии Старостиной
Постановка – лауреат Гос. премии России Александр Баргман
Сценография и костюмы – засл. художник России Владимир Фирер
Режиссер по пластике – Николай Реутов
Художник по свету – з.р.культуры России Евгений Ганзбург

Заслуженный художник России Владимир Фирер – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2015-2015 гг.) в номинации «Лучшая работа художника в драматическом спектакле»
Режиссер Александр Баргман награжден Призом Санкт-Петербургского общества зрителей “Театрал”- 2016 за постановку спектакля «Прикинь, что ты – Бог».

Матей Вишнек – румынский писатель, поэт и драматург с мировым именем, «второй Ионеско», по мнению критиков, автор двадцати пьес, поставленных в 30 странах мира. В России его произведения для театра почти не имеют сценической истории. Режиссер А.Баргман обратился к малоизвестному в России сборнику одноактных пьес Вишнека о жизни, о войне, о нравственном выборе человека. Постановка основана на двенадцати, выбранных из сборника, сценах для актерской импровизации и самовыражения. Затрагивая важные вопросы бытия, спектакль приглашает зрителя к диалогу о месте каждого человека в мире, о свободе, предназначении и смысле существования… Что есть человек? Сколько стоит «другая человеческая жизнь»? Что есть Бог, есть ли Бог внутри каждого из нас?
Короткие зарисовки, в каждой из которых – истории человеческого одиночества, богооставленности; «длинный кофе» может ненадолго удержать героя перед переходом в иной мир, большой прилив перелистывает время, разворачивает русло жизни и приближает момент прощания…

Премьера состоялась 14 мая 2016 г.
Продолжительность спектакля – 2 ч. 40 мин. с антрактом

Эпизоды и исполнители:

Снайперы Егор Бакулин
Константин Демидов
Эта страна, блин, тобой дорожит з.а. России Наталья Четверикова
Елизавета Нилова
Светлана Слижикова
Welcome Америка з.а. России Анатолий Горин
Инна Анциферова
Кристина Кузьмина/Варвара Репецкая
Елизавета Нилова
Александра Сыдорук
Иван Васильев
Александр Макин
Погодите, вот спадет жара… Ольга Арикова
Родион Приходько
Богдан Гудыменко
Кто еще хочет счет? Анна Вартаньян
Того и гляди дождемся дня, когда собаки тысячами полезут из моря Денис Пьянов
Егор Шмыга
Длинный кофе, чуть молока и стакан воды Варя Светлова
Богдан Гудыменко
Морская царевна з.а. России Маргарита Бычкова
з.а. России Евгений Иванов
Кристина Кузьмина/Варвара Репецкая
Сэндвич с курятиной Инна Анциферова
Родион Приходько
Автостоп Варя Светлова
Богдан Гудыменко
Я больше не твой милый зайка Егор Бакулин
Александра Сыдорук
У меня ничего не болело, и я ждал смерти з.а. России Валентина Панина
и все занятые
В спектакле играют музыканты: Дарья Здитовецкая, Леонид Смирнов, Георгий Степанов

Пресса о спектакле

Что есть человек, сколько стоит другая жизнь, что есть Бог и есть ли он внутри каждого из нас? Истории человеческого одиночества, богооставленности — в спектакле Александра Баргмана «Прикинь, что ты — Бог» в Театре им. Комиссаржевской. Накануне премьеры «МР» поговорил с режиссером.
Александр Баргман о спектакле «Прикинь, что ты — Бог»:
Сборник одноактных пьес «Прикинь, что ты – Бог» составлен Вишнеком (часть новелл мы в спектакль не включили) из трех блоков, которые имеют свои названия: Границы, Агорафобии (агорафобия – боязнь открытого пространства), Пустыня.
«Границы» – тема, связанная с войной, с подавляющей государственной структурой, с несвободой. Это тема унижения человека государством, строем, власть имущими, а в результате возникает тема взаимного унижения, самоуничижения. Любое государство всегда является неким силовым началом, которому подчинена конституция, четко очерчивающая круг прав, обязанностей и ограничений, но война обостряет, усиливает и без того существующие проблемы, противоречия.
Сам факт убийства человека человеком для меня и есть ужас, сюрреализм нашей жизни. И это даже не пограничное состояние мира. То, что люди на кого-то нападают, чтобы отвоевать территории, гибнут миллиарды – это не поддается моему пониманию. Никто мне не сможет объяснить, почему это происходит.
Жертвой любой войны всегда является человек. В первой новелле один из новобранцев выбирает НЕ стрелять, НЕ убивать. Его выбор – отказаться от стрельбы, но что будет с ним дальше – неизвестно. В одной из следующих пьес в человеке-функции обнаруживается Человек. По нашему замыслу и сговору, актер (Родион Приходько) играет персонажа, в котором человек не погиб и способен усомниться в непогрешимости государственных законов, способен протянуть руку помощи, но не может…Не может, поскольку он – на страже государственной границы….
Вишнек в своих пьесах усугубляет ситуацию: люди убивают, унижают не только друг друга – себя унижают, принижают, а, порою, возвеличивают – и в разнонаправленности векторов есть некий ключик разгадки названия пьесы: «Прикинь, что ты – Бог». Порою, мы берем на себя право вершить чью-то жизнь. У каждого – своя правда бытия, от этого никуда не деться, мы сами себе боги, вот в чём дело…. А прелесть и абсурдизм этих пьес в том, что, как подсказывает последняя новелла, Бог еще сам не знает, что он – Бог… Это ощущение тревоги, растерянности самого Христа перед тем, что с ним происходит, пронизывает каждую историю.В названии «Прикинь, что ты – Бог» есть элементы и комизма, и трагизма, и узнаваемой сегодня гордыни, легкости в решении каких-то неразрешимых вопросов.
Тема смерти присутствует у Матея Вишнека почти в каждой новелле. Сам трагизм жизни обусловлен тем, что она конечна. Это ощущение конечности и борьбы за осмысленность бытия пытается исследовать Вишнек, и мы – вслед за ним. Как попробовать не стыдиться свои