Неуехавшие: В Петербурге выпустили спектакль «Зойкина квартира» по Булгакову
Театр имени В. Ф. Комиссаржевской представил премьеру — спектакль «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова, написанной ровно 100 лет назад. Режиссер — Хуго Эрикссен. Художник-постановщик и художник по костюмам — Ютта Роттэ (Москва).
История из нэпманских 1920-х. Зоя Пельц, деловая женщина, которой надо уберечь квартиру от «уплотнения» пролетарским элементом, открывает в своей квартире в центре Москвы пошивочную мастерскую (на самом деле, это нелегальный «веселый дом», дом терпимости — бордель под прикрытием). Ей нужно скорее накопить денег, чтобы уехать вместе с графом Обольяниновым за границу — в Ниццу. В качестве помощников к ней устраиваются обаятельный мошенник Аметистов и возлюбленный Зои Обольянинов.
Еще есть два китайца — Херувим и Газолин (их играют китайские артисты). Оба добиваются расположения горничной Манюшки (якобы племянницы Зои Пельц).
Но никому не удастся сбежать из ненавистной им России за границу, в город мечты (Париж/Ниццу), в надежде обрести новую жизнь.
Роль Зои Денисовны Пельц играют в очередь заслуженная артистка России Евгения Игумнова и актриса Кристина Кузьмина. В роли Обольянинова — Владимир Крылов. Актер Театра им. Ленсовета Илья Дель приглашен на роль Аметистова, с ним в пару — Богдан Гудыменко. Великолепные актерские работы — их хочется отметить особо: заслуженные артисты России Евгений Иванов — Аллилуя, председатель домкома, Владимир Богданов — Гусь-Ремонтный.
Интересный факт. Кристина Кузьмина также исполняет роль Зойки в спектакле «Зойкина квартира» Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Спектакль выпустил в 2021 году известный якутский режиссер Сергей Потапов. И еще. Когда в Театре Комиссаржевской шли репетиции, в Театре им. Ленсовета режиссер Роман Габриа выпускал «Театральный роман» Булгакова, где Илья Дель репетировал роль писателя Максудова — булгаковские премьеры вышли одна за другой.
Кристина Кузьмина (Зоя Пельц):
— К предложению сыграть Зою Пельц я отнеслась с большим восторгом и азартом. Мне очень нравится эта пьеса, я нахожу ее глубокой, многогранной и неразагаданной. К тому же всяческие исследования приводят меня в восторг. Мне это интересно.
Хуго позвонил мне и спросил, хотела бы я еще раз пуститься в это путешествие? Я видела его спектакли, и мне, безусловно, очень хотелось с ним поработать.
Я по-прежнему продолжаю играть Зою в Псковском театре, это очень любимый мною спектакль, и что удивительно, у меня не возникает никакого когнитивного диссонанса по поводу двух постановок в разных театрах, это скорее вызывает восторг. Может быть, это особенность моей психики, может, я просто сумасшедшая, но несмотря на то, что пьеса одна, я не нахожу, что играю что-то схожее, более того, мне даже не кажется , что я произношу одинаковый текст, написанный Булгаковым. Для меня это абсолютно разные истории, в которых, возможно, схожесть только в одном: в вопросе, как далеко ты готов зайти ради любви.
Кстати, это не первое мое знакомство с Михаилом Афанасьевичем, несколько сезонов я играла Геллу в мюзикле «Мастер и Маргарита» Театра ЛДМ.
Владимир Крылов (Обольянинов):
— Несмотря на то, что я уже давно в театре и давно занимаюсь этой профессией, но судьба ни разу не сталкивала меня с Булгаковым! Это довольно странно, но это факт. И мое практическое знакомство сразу началось в не совсем классическом исполнении (подаче) этого материала. К слову, я ни разу не видел ни одной постановки «Зойкиной квартиры», не посчастливилось. Поэтому я был абсолютно незамутненный ничьим примером. Тем любопытней становилась работа над пьесой.
Режиссер Хуго работает так, чтобы материал был слышен. Чтобы не утонул в репризах и яркой игре. Чтобы юмор возникал от ситуации происходящего. Это непросто, но мне нравится, когда у нас получается это. Еще мне нравится в своей роли не лететь в обычном ритме классических спектаклей, а размышлять в ритме Обольянинова, «перерабатывая» то, что с ним происходит. Вообще Хуго очень внимателен к тексту. Всегда просит нас обращать внимание на тот или иной речевой оборот, слово… И это действительно важно. Именно из текста мы получаем душу персонажа, его образ и философию.
Спектакль случился и будет одухотворяться, потому что мы только в начале пути и впереди еще много открытий, которые Булгаков спрятал в своей пьесе.
Илья Дель (Аметистов):
— Да, я много путешествовал по театрам — в Петербурге и Москве, а встреча с Комиссаржевкой случилась впервые. Здесь прекрасный коллектив. Очень радушно, с любовью приняли меня, я благодарен всем цехам, коллегам.
Предложение сыграть в «Зойкиной квартире» пришло от моего давнего друга — Виктора Михайловича Минкова, с которым мы много работали в театре «Приют комедианта» (теперь это Театр на Садовой), прошли большой путь. Я сыграл там 12 главных ролей.
Действительно, у меня получился «сезон Булгакова»: параллельно я репетировал в Театре Ленсовета роль писателя Максудова в «Театральном романе» режиссера Романа Габриа.
Аметистов — роль, безусловно, интересная, можно вскрывать и вскрывать разные пласты, искать смыслы. Он пришел из ниоткуда и также в финале ушел в никуда. Интересно раскапывать его истинную биографию: что это за человек, почему выдает себя за того, кем на самом деле не является, как он хочет вырваться из замкнутого круга, в который попал, стать другим человеком. У героя много масок. Есть над чем поразмышлять.
Считается, что Аметистов — прототип Остапа Бендера. Я когда-то играл Остапа в спектакле Семена Серзина. И есть созвучие с моей ролью Леньки Пантелеева в мюзикле ТЮЗа. У этих персонажей есть романтический флер, но при этом перед нами бандит, уголовник, аферист, шулер… И, к сожалению, уровень его жизни не позволяет ему стать другим человеком. Я рад, что в моей судьбе появилась эта интересная роль — Аметистов.
Круто было поработать с Хуго. Режиссер молодой, но уже большой профессионал. Я ценю подготовленных режиссеров, люблю режиссерский показ. Такой оперный стиль режиссуры, когда все заранее придумывается в голове — как это должно выглядеть, играться, и режиссер сразу погружает актеров в готовое пространство.
Чжан Цзяхао (Херувим):
— Я учусь на режиссера на третьем курсе РГИСИ. Как я появился в этом спектакле? Прошел кастинг. Для меня это интересный опыт. Я впервые приехал в Россию. Это моя первая роль — в Петербурге, в академическом театре. На курсе Льва Борисовича Эренбурга мы много занимаемся и актерским мастерством. Наш мастер говорит нам, что хороший режиссер должен много работать с актерами.
— После такого успеха, аплодисментов хотите стать актером?
— Ну, конечно. Это так интересно! Я играю с удовольствием, и я счастлив. И знаете, я впервые даю интервью!
Светлана Мазурова, rg.ru